Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


ИТ-бизнес и менеджмент при разработке мобильного ПО и управление с использованием мобильных систем

Хусаинов Р.Х.
выпускник группы ITM-24
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ.

Цель работы:
Целью настоящей работы является анализ полученного опыта, сопоставление его с существующимим практиками и теориями в управлении проектами по разработке мобильных приложений и систем, построенных с участием мобильных приложений. Проводится анализ всего жизненного цикла разработки приложения от оценки рынка и поиска клиентов до поддержки и сопровождения готового программного обеспечения. Эта работа будет полезна, прежде всего, людям, интересующимся созданием своего бизнеса и его управлением в сфере мобильных систем, теми проблемами, с которыми придется столкнуться, и возможностями для их оптимального разрешения.  С решением вопросов, отраженных в работе, автор сталкивается каждый день, и выполнение работы помогает найти новые подходы, оптимизировать существующие практики, систематизировать подход к работе т.о. в работе отражено не изучение одного, узкого процесса, а общий взгляд на разработку в целом.

Проекты и процессы с участием мобильных технологий строятся на общих принципах управления в сфере информационных технологий, но имеют свои особенности как в управлении, так и ведении бизнеса в этой сфере в условиях современного локального рынка.

Основные разделы работы при разработке мобильного ПО:

  1. Оценка рынка;
  2. Поиск клиента или финансирования;
  3. Сбор и анализ требований, проведение переговоров;
  4. Составление технического задания;
  5. Разработка (Прототипирование, дизайн, программная части проекта, тестирование);
  6. Выпуск проекта на рынок;
  7. Поддержка и сопровождение продукта.

1. Оценка рынка. На сегодняшний день мобильные технологии — одно из самых быстроразвивающихся направлений в информационных технологиях. Если вчера полноценный интернет и высокая производительность была доступна только стационарным компьютерам или ноутбукам, то сегодня мобильные устройства поднялись на новый уровень, они успешно выполняют львиную долю повседневных задач пользователя. Это касается как банального поиска информации в сети интернет и развлечений, так и бизнес задач. На сегодняшний момент столь мощные устройства стали доступны по цене широкому кругу людей. Быстрые темпы развития аппаратно-технической части дают огромные возможности и потенциал для развития мобильных информационных систем. Поведение современного пользователя интернет технологий кардинально изменилось буквально за последние несколько лет. Теперь возможность получить или отправить информацию в любом месте в любое время рассматривается как норма и это сильно изменяет привычки и стиль жизни человека.

Само направление очень обширно и сегментировано само по себе и открывает возможность большого выбора направлений для ведения бизнеса. Мобильные технологии — одно из самых перспективных направлений в ИТ-бизнесе на сегодняшний день.

2. Поиск клиента и финансирование. Сфера применения ПО для мобильных технологий достаточно обширная, в связи с этим имеет свои особенности как в подходах поиска, так и в потребностях клиентов. Приложение может потребоваться как небольшой компании или даже частному лицу со скромным бюджетом, так и крупному холдингу или гос. корпорации с многомиллиоными возможностями. Мобильные приложения используются как самостоятельно, так и в дополнение к существующему бизнес-решению для увеличения количества потенциальных клиентов. В силу того что мобильные приложения в основном достаточно самостоятельны и изолированы, открываются возможности для участия в больших проектах отдельной самостоятельной командой. Очень часто клиентами выступают компании с уже сформировавшимися командами разработки, которым требуется дополнительно команда мобильной разработки и сотрудничество на принципах аутстаффинга или аутсорсинга. Особенностью российского рынка также является существование компаний, которые просто получают заказчика, при этом не имея своей команды для разработки и отдают полностью весь проект на субподряд.

Очень распространены стартап проекты, финансируемые венчурными фондами и бизнес-ангелами.

3. Сбор и анализ требований, проведение переговоров. Исходя из обширности диапозона потенциальных клиентов - от высокопрофессиональных команд, нацеленных на результат высокого качества и компаниями, которые имеют весьма посредственные представления и запросы о технологиях и подходах к разработке, это очень вариабельная часть работы. Зачастую сбор требований и анализ очень затруднителен, так как эта область для заказчика является новой, и он сам не знает, что хочет. Открывется необходимость повышения понимания клиентом своих потребностей, путем использованния различных техник, помогающих клиентам увидеть цель работы на как можно более ранних этапах сотрудничества.

4. Составление технического задания. Особенностью является большая палитра технических характеристик типов мобильных устройств, частое появление новых аппаратов.  Разные модели устройств, работаю под управлением различных операционных систем,  которые в свою очередь постоянно совершенствуются и изменяются. Важный вопрос на этом этапе - поддержкой каких минимальный версий ОС и устройств стоит ограничиться.

Также надо учитывать типы распространения приложения. Основным каналом дистрибьюции являются централизованные он-лайн магазины, которые имеют определенные требования к содержанию, визуальному и техническому исполнению приложения.

5. Разработка (Прототипирование, дизайн, программная части проекта, тестирование).
Мобильные приложения удобны для создания прототипов. Существует множество он-лайн веб сервисов и десктопных инструментов для этого. В условиях, когда часто заказчик  плохо представляет, что он хочет, прототипирование минимизирует большое количества проблем, так как помогает разобраться заказчику с требованиями, внести корректировки и дополнения в техническое задание. Важный момент в прототипировании - то, что его может выполнять квалифицированный менеджер проекта, а не разработчик. В последующем это экономит время разработчику на понимание задания и ускоряет работу.

Дизайн. Особенности подхода к разработке дизайна это, как правило, приложение должно работать под управлением различных оперционных систем, точнее сказать под управлением систем с различной идеологией и аудиторией. Существуют как руководства и требования от самих производителей ОС, так и ожидания пользователей от UI. Также надо учитывать тот факт, что помимо смартфонов существуют и планшетные устройства, разработка дизайна и функционала для последних имеет свои особенности, так как сфера использования этих устройств отлична. Особенности накладывают также различные разрешения устройств и локализация приложений. Дизайн должен разрабатываться в тесной связке с разработчиками, так как основная визуальная часть приложений представлена стандартными компонентами и наличие нестандартных решений сильно влияет на сроки разработки и качество приложения. Немаловажным является вопрос, в каком порядке разрабатывать дизайн для разных платформ: параллельно, последовательно или комбинировано.

Программная часть проекта. Наряду с тем, что при реализации этой части используются все общепринятые стандартные подходы к разработке ПО, есть и особенности, также связанные с необходимостью разработки под несколько платформ. Здесь возникает несколько задач:

а) Какие средства и языки программирования использовать. Разрабатывать отдельно для каждой платформы на нативном для этой среды языке или же использовать кроссплатформенные решения.

б) Как строить процесс разработки - параллельно несколько платформ или же последовательно.
в) Использовать ли моделирование. Когда это оправданно, а когда лишняя трата времени, если проекты не продолжительные по времени.

Особое внимание хотелось бы обратить на особенности разработки с использованнием удаленных участников команды. Осуществлению общения между участниками, документация разработки.

Тестирование ПО имеет тоже свои особенности из-за наличия нескольких платформ, это позволяет теоритически эффективно использовать перекрестное тестирование - не только другим разработчиком, а разработчиком для другой платформы. Так как разработчики реализуют одинаковый функционал, но на разных платформах, они уже обладают исчерпывающими знаниями о работе приложения, но при это у них “глаз не замылен” при тестировании другой платформы.

Также стоит упомянуть и реализацию самого процесса тестирования, так как для тестирования необходима установка и запуск приложения на различных видах устройств и платформ. Каким образом можно увеличить охват моделей устройств при минимализации времени, затраченного на установку очередной версии приложения.

6. Выпуск проекта на рынок. В основном мобильные приложения распространяются через специализированные он-лайн магазины. Это очень хороший инструмент, дающий возможности даже небольшим компаниям успешно продавать свои приложения. Магазины имеют в своем арсенале возможности для рекламы и продвижения, различные схемы для монетизации приложений. Знание правил и принципов работы магазинов очень важно, дает возможности относительно бесплатно увеличить шансы для успешного выхода на рынок.

7. Поддержка и сопровождение продукта.
Это немаловажный этап жизненного цикла приложения. В силу того, что рынок мобильных приложений развивается очень динамично, часто происходят обновления ОС устройств, которые требуют исправлений и внесений дополнительных возможностей в приложение. Требуется определение эффективной системы сбора статистики, поведения пользователя в приложении, баг трекинга и усовершенствование продукта с учетом этой информации.

Ведение бизнеса и управления в сфере мобильных технологий — многогранная и интересная  работа, которая требует не только знания и применения принятых принципов разработки ПО, но и имеет свои особенности. Анализ показывает необходимость в опытном управлении проектами, даже при работе над проектом одного разработчика, проведении большой и постоянной работы над повышением эффективности и рентабельности процесса.

Рубрика: 
Другое
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009