Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Проблемы использования цикла Деминга в международных стандартах
Алёшин В.Д.,
к.т.н., профессор кафедры «Системы управления бизнес-процессами»
Школы IT-Менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.
В стандарте ISO 9001:2000 [1] при построении системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, было предложено ко всем процессам применять цикл PDCA 1 . В русскоязычной литературе этот цикл называют циклом Деминга. Такой подход к построению системы менеджмента качества стимулировал использование цикла PDCA и в других международных стандартах (как де-юре, так и де-факто), например: ITIL 2, ITSM3 , BS ISO | IEC 27001:20054 и других. Все стандарты, о которых идет речь в докладе, представляют собой высокоуровневое описание. Это создает при практической работе с указанными стандартами значительные трудности. К сожалению, использование указанных стандартов не всегда носит критический характер.
В докладе отмечается, что цикл, именуемый циклом Деминга (на самом деле нужно говорить о цикле Шухарта 5 – Деминга), появился в результате работы У.Деминга (William Deming) с японскими промышленниками и предпринимателями. Им была предложена концепцию постоянно вращающегося колеса, которое не имеет начала и конца. Концепция была призвана “… подчеркнуть потребность в постоянном взаимодействии между исследованиями, проектированием, производством и сбытом, чтобы добиться более высокого качества, которое удовлетворит потребителей” [2]. Работа с колесом Деминга стимулировала японских менеджеров на распространение этой концепции на все уровни управления 6. Однако практика использования этого цикла потребовала его модернизации.
Далее в докладе рассматриваются роль и место двух главных компонент японского менеджмента – поддержания и совершенствования. Цикл PDCA – инструмент реализации усовершенствований и обеспечения их устойчивости. В качестве инструмента стабилизации в японском менеджменте выступает цикл SDCA 7. Далее с позиций кайдзен 8 в докладе разбирается взаимосвязь циклов PDCA и SDCA.
Рассмотрение трактовки цикла PDCA в международных стандартах ведется на основе русскоязычных переводов как официальных, так и выполненные коммерческими компаниями:
- ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования [1];
- Словарь терминов ITIL на русском языке, версия 2.0, 2011 г. [3];
- ИТ Сервис-менеджмент. Введение [4];
- BS ISO | IEC 27001:2005 [5] .
Анализируя и выделяя ключевые аспекты описаний цикла PDCA в указанных стандартах, в докладе подчеркивается, что: единого устоявшегося понятия “цикл PDCA” нет, оно постоянно эволюционирует; явного упоминания о цикле SDCA и его трактовке в качестве инструмента стабилизации (стандартизации) не используется вообще.
Проблемы использования цикла PDCA в международных стандартах нам видятся, прежде всего, в том, что в этих стандартах не используется понятие “цикл SDCA”. Это означает, что фактически игнорируется понятие управления с кибернетической точки зрения. Применительно к системам самого общего вида в кибернетике выделяют следующие функции управления [6]: реализацию программы достижения определенной цели (стратегическое управление) и функцию поддержания установленного (в рамках программы достижения цели) режима деятельности данной системы (регулирование). Помимо отмеченного обстоятельства корректное использование цикла SDCA связано с детализацией с позиций архитектурного подхода понятия “Заинтересованные стороны”. Требуют серьёзного уточнения ролевое распределения работ при описании системы управления, базирующейся на совместном использовании циклов PDCA и SDCA.
В заключительной части доклада циклы PDCA и SDCA рассматриваются с кибернетической точки зрения и предлагаются следующие модели:
- модель взаимосвязи циклов PDCA и SDCA;
- ролевая модель в циклах PDCA и SDCA.
Литература
- ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
- Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
- Словарь терминов ITIL на русском языке, версия 2.0, 29 июля 2011 г.
- ИТ Сервис-менеджмент. Введение. – М.: IT Expert. – 2003.
- BS ISO | IEC 27001:2005 “Информационные технологии – Методы обеспечения безопасности – Системы управления информационной безопасностью – Требования”.
- Философская Энциклопедия: в 5 томах – М.: Издательство “Большая Советская Энциклопедия”, 1960 – 1970.