Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Проблемы использования цикла Деминга в международных стандартах

Алёшин В.Д.,
 к.т.н., профессор кафедры «Системы управления бизнес-процессами»
Школы
IT-Менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.

В стандарте ISO 9001:2000 [1] при построении системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, было предложено ко всем процессам применять цикл PDCA 1 . В русскоязычной литературе этот цикл называют циклом Деминга. Такой подход к построению системы менеджмента качества стимулировал использование цикла PDCA и в других международных стандартах (как де-юре, так и де-факто), например: ITIL 2, ITSM3 , BS ISO | IEC 27001:20054 и других. Все стандарты, о которых идет речь в докладе, представляют собой высокоуровневое описание. Это создает при практической работе с указанными стандартами значительные трудности. К сожалению, использование указанных стандартов не всегда носит критический характер.

В докладе отмечается, что цикл, именуемый циклом Деминга (на самом деле нужно говорить о цикле Шухарта 5 – Деминга), появился в результате работы У.Деминга (William Deming) с японскими промышленниками и предпринимателями. Им была предложена концепцию постоянно вращающегося колеса, которое не имеет начала и конца. Концепция была призвана “… подчеркнуть потребность в постоянном взаимодействии между исследованиями, проектированием, производством и сбытом, чтобы добиться более высокого качества, которое удовлетворит потребителей” [2]. Работа с колесом Деминга стимулировала японских менеджеров на распространение этой концепции на все уровни управления 6. Однако практика использования этого цикла потребовала его модернизации.

Далее в докладе рассматриваются роль и место двух главных компонент японского менеджмента – поддержания и совершенствования. Цикл PDCA – инструмент реализации усовершенствований и обеспечения их устойчивости. В качестве инструмента стабилизации в японском менеджменте выступает цикл SDCA 7. Далее с позиций кайдзен 8 в докладе разбирается взаимосвязь циклов PDCA и SDCA.

Рассмотрение трактовки цикла PDCA в международных стандартах ведется на основе русскоязычных переводов как официальных, так и выполненные коммерческими компаниями:

  • ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования [1];
  • Словарь терминов ITIL на русском языке, версия 2.0, 2011 г. [3];
  • ИТ Сервис-менеджмент. Введение [4];
  • BS ISO | IEC 27001:2005 [5] .

Анализируя и выделяя ключевые аспекты описаний цикла PDCA в указанных стандартах, в докладе подчеркивается, что: единого устоявшегося понятия “цикл PDCA” нет, оно постоянно эволюционирует; явного упоминания о цикле SDCA и его трактовке в качестве инструмента стабилизации (стандартизации) не используется вообще.

Проблемы использования цикла PDCA в международных стандартах нам видятся, прежде всего, в том, что в этих стандартах не используется понятие “цикл SDCA”. Это означает, что фактически игнорируется понятие управления с кибернетической точки зрения. Применительно к системам самого общего вида в кибернетике выделяют следующие функции управления [6]: реализацию программы достижения определенной цели (стратегическое управление) и функцию поддержания установленного (в рамках программы достижения цели) режима деятельности данной системы (регулирование). Помимо отмеченного обстоятельства корректное использование цикла SDCA связано с детализацией с позиций архитектурного подхода понятия “Заинтересованные стороны”. Требуют серьёзного уточнения ролевое распределения работ при описании системы управления, базирующейся на совместном использовании циклов PDCA и SDCA.

В заключительной части доклада циклы PDCA и SDCA рассматриваются с кибернетической точки зрения и предлагаются следующие модели:

  • модель взаимосвязи циклов PDCA и SDCA;
  • ролевая модель в циклах PDCA и SDCA.

Литература

  1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  2. Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  3. Словарь терминов ITIL на русском языке, версия 2.0, 29 июля 2011 г.
  4. ИТ Сервис-менеджмент. Введение. – М.: IT Expert. – 2003.
  5. BS ISO | IEC 27001:2005 “Информационные технологии – Методы обеспечения безопасности – Системы управления информационной безопасностью – Требования”.
  6. Философская Энциклопедия: в 5 томах – М.: Издательство “Большая Советская Энциклопедия”, 1960 – 1970.
1 Цикл PDCA (PDCA cycle: plan–do–check–act): Планируй — Делай — Проверяй — Воздействуй.
2 ITIL – Information Technology Infrastructure Library. ITIL рассматривается как основной свод знаний в области управления ИТ-услугами [3]
3 ITSM – Information Technology Service Management (Управление  ИТ-услугами)  реализует сервисный процессный подход к организации работы ИТ-службы [4]
4 Информационные технологии – Методы обеспечения безопасности – Системы управления информационной безопасностью – Требования [5]
5 У. Шухарт (Walter Shewhart)
6 Обращаем внимание на то обстоятельство, что в западном менеджменте до сих пор идет спор о том, что принимать за этапы управленческого цикла
7 Цикл SDCA: (SDCA cycle: Standardize – Do – Check – Action) Стандартизуй – Делай – Проверяй - Воздействуй
8 “Кайдзен” состоит из двух иероглифов: KAI – "изменение" и ZEN – "мудрость", "хороший", "к лучшему". “Кайдзен означает совершенствование. Это понятие вклю­чает процесс непрерывного совершенствования личной, семейной, общест­венной и трудовой жизни. Применительно к производству кайдзен означа­ет постоянное совершенствование, к которому причастны все — как менед­жеры, так и рабочие
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009