Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Разработка IT-стратегии развития энергосбытового блока генерирующей компании
Щукин В.В.
выпускник группы MBA CIO-18
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Введение
На протяжении последних пяти лет в России проводится либерализация рынка электроэнергии и мощности с целью повышения ее эффективности и переходу к конкурентным отношениям в самой отрасли. Изначально данный процесс был нацелен на естественное размежевание на потенциально конкурентные и естественно монопольные виды деятельности. Таким образом, основная цель либерализации энергетики была сформулирована в докладе “Воздействие либерализации рынка на политику и программы в области энергоэффективности”, как:
- Более эффективное использование ресурсов в производстве, передаче и распределении электроэнергии;
- Эффективное установление цен на электроэнергию, отражающее колебания тенденции спроса, затраты и наличие природных ресурсов;
- Повышение конкурентоспособности зависимых от электроэнергии отраслей вследствие снижения цен для конечных потребителей – перераспределение национального дохода;
- Установление цен на электроэнергию на рыночной основе, что ведет к целесообразному определению видов топлива и эффективной структуре энергетики (рыночная доля электроэнергии по сравнению с другими электроносителями);
- Промышленность, восприимчивая к экономическим сигналам, что заставляет сектор быстрее реагировать на использование налогов и инструментов для учета экологических затрат.
Вследствие либерализации пересмотрены роли и стимулы в электроэнергетике. Определяются конкурентные и регулируемые области рынка. Ставятся новые цели для регулирования, который выражаются в достижении справедливой и недискриминационной платы за передачу электроэнергии. Оно должно помочь в достижении надлежащего уровня инвестиций в генерирующее и передающее оборудованием через стимулирование экономической эффективности эксплуатации систем. Тарифы сохраняются посредством контроля со стороны государства за уровнем расходов монополий и прибылью.
В это же время выработка и розничная торговля электроэнергией представляют собой два различных сектора с высоким уровнем конкуренции. За счет того, что при выборе генерирующего оборудования фактически учитываются косвенным образом краткосрочные маржинальные издержки, которые фактически определяют производства электроэнергии, как производство с небольшой разницей между себестоимостью и ценой продажи.
Таким образом, основной целью компаний отрасли становится оптимизировать структуру себестоимости и повысить эффективность использования своих фондов. Как следствие данного тренда, резко изменилась среда взаимодействия субъектов рынка электроэнергии и мощности, вместе с изменением приоритетов и задач не только на уровне функционального взаимодействия, но и на уровне бизнес-моделей компаний.
В условиях кризиса, в связи с падением потребление электроэнергии со стороны основного покупателя – производства и традиционно высокими внутренними расходами самой компании основными стратегическими целями становятся: расширение сектора сбыта электроэнергии и мощности, увеличение установленной мощности генерирующего оборудования за счет введения новых энергоблоков в эксплуатацию, привлечение инвестиций в производство и уменьшение внутренних расходов. Их достижение возможно только в случае согласованности поставленных целей и соответствующих действий по их достижению внутри Компании на каждом уровне ее организационной структуры.
Целью данной работы является разработка Стратегии ИТ генерирующей компании, согласованной с бизнес-целями Компании и наиболее полно отвечающей ее нуждам.
Компания выделяет несколько стратегических целей своей деятельности:
1. Реализация инвестиционной программы, направленной на ввод в эксплуатацию к концу 2012 г. 2920 МВт новых мощностей
2. Обеспечение эффективности работы станций и надежности поставок электроэнергии и тепла
3. Расширение участия на рынке электроэнергии и тепла
4. Повышение эффективности инвестиций и капитализации Компании
При достижении вышеназванных целей Компания должна:
• увеличить суммарную установленную мощность энергоблоков
• увеличить свое присутствие на розничном рынке тепла
• увеличить инвестиционную привлекательность
В связи с этим был определен следующий комплекс задач:
• Автоматизации основных бизнес-процессов компании
• Повышение качества взаимодействия с подрядчиками
• Повышения качества проектной работы
• Усиление направления связанного с деятельностью на энергорынке, в частности прогнозирования
• Улучшение работы проводимой с инфраструктурными организациями
Достижение компанией стратегических целей невозможно без наличия определенной стратегии у бизнеса. Но в тоже время стратегия не является абстрактным набором последовательных целей. Для Компании она превращается в дерево целей. Каждая стратегическая цель декомпозируется на другие цели исходя из специфики задач конкретного подразделения. Таким образом, любое подразделение Компании понимает критерии оценки его деятельности с позиции достижения общих целей. Аналогичные цели должны существовать и для подразделений ИТ службы.
Необходимость разработки ИТ стратегии обусловлена прежде всего со спецификой функционирования ИТ. Важность данной службы в долгосрочной перспективе не всегда понятно для руководства бизнеса. Основной проблемой является несогласованность целей службы ИТ и бизнеса, что приводит к оценке службы с точки зрения ценности краткосрочных задач. Этого можно избежать при наличии согласованного планирования для бизнеса и службы ИТ. Это приводит к следующим результатам:
1. Служба ИТ понимает стратегию бизнеса и проблемные области в бизнесе
2. Руководители подразделений бизнеса вовлечены в процесс планирования ИТ
3. Скоординированы процессы планирования для бизнеса и службы ИТ
Подход к разработке Стратегии ИТ
На сегодняшний день существует много подходов к разработке Стратегии ИТ. Вот лишь некоторые из них:
- Ключевые факторы успеха. Подход, при котором внимание уделяется прежде всего тем компонентам ИТ, которые обеспечивают ключевые факторы успеха Компании. Архитектуре ИТ не уделяется должного внимания
- Планирование услуг ИТ. Подход разработки Стратегии ИТ, базирующийся на методологии ITIL. Такая Стратегия фокусируется, как правило, лишь на операционной деятельности.
- Стратегия ИТ определяется стратегией бизнеса. Подход, при котором разработка Стратегии ИТ базируется на стратегии бизнеса и плавно вытекает из миссии, видения, целей и задач Компании.
- Выравнивание Стратегии ИТ и стратегии бизнеса. Подход, предполагающий, что Стратегия ИТ не только поддерживает стратегию предприятия, являясь ее частью, но и влияет на нее.
Выбранный подход позволит в дальнейшем достичь более полной координации и учета специфики бизнеса и службы ИТ при создании Стратегий.
Этапы создания Стратегии ИТ
В данной работе был выбран подход при котором разработка стратегии базируется на миссии, целях и задаче Компании. Данный выбор определил следующие этапы:
1. Построение бизнес-архитектуры
2. Проведение анализа текущего состояния Компании
3. Проведение анализа текущего состояния ИТ в Компании
4. Разработка высокоуровневую целевую архитектуру ИТ
5. Определение роль ИТ
6. Определение основных элементов управления ИТ
7. Формирование портфеля целевых проектов
Бизнес-архитектура
На основании опроса руководителей и анализа, существующих бизнес-процессов, были выбраны основные бизнес-функции. Путем объединения в группы по определенным признакам были получены бизнес-компетенции. Полученная матрица представляет из себя модель бизнес-архитектуры Компании.
Анализ текущего состояния Компании и службы ИТ
Анализ текущего состояния Компании и ИТ был проведен для получения представления об организационной культуре Компании. На основании полученных результатов были определены принципы организации службы ИТ и определена роль службы.
Целевая архитектура ИТ
На основании анализа полученной выше бизнес-архитектуры были сформированы следующие представления:
1. Стратегическая приоритезация
2. Текущая удовлетворенность
3. Потенциал автоматизации
Анализ полученных представлений позволил скомпоновать целевую архитектуру сопоставив в соответствие бизнес-компонентам целевые приложения.
Полученный набор целевых приложений был ранжирован по приоритетам целевых проектов.
Вывод
В результате данной работы была решены следующие задачи:
1. Определена роль ИТ
2. Создана бизнес-архитектура Компании
3. Определена целевая Архитектура ИТ
4. Определен портфель целевых проектов
Получено представление о развитии службы ИТ на срок 3-4 года.
Полученная Стратегия ИТ полностью соответствует стратегическим целям Компании. В последствии модели, полученные в данной работе могут быть использованы в случае изменения или дополнения набора целей и задач Компании для соответствия службы ИТ требования бизнеса.
Литература
1. Кемпер Р. Доклад “Воздействие либерализации рынка на политику и программы в области энергоэффективности” 2002
2. Чернов А.В. Лекции в Школе IT-менеджмента.
3. Годовой отчет Открытого акционерного общества “Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии” по результатам 2008 финансового года.
Copyright © 2010 Щукин В.В.
- Войдите на сайт для отправки комментариев