Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


ИТ Стратегия для розничного банка



Бахтин Д.Б.
выпускник группы MBA CIO-18
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Понятие ИТ стратегии

В условиях современного, быстро меняющегося рынка ни для кого не секрет, что информационные технологии играют исключительно важную роль в бизнесе компании. Для оптимального их использования необходима хорошо продуманная стратегия. Она должна быть зафиксирована документально, поскольку какие бы хорошие мысли ни бродили в головах собственников и менеджеров компании – толку от них будет мало, пока они не будут изложены и утверждены на бумаге.

У ИТ-стратегии особое место по сравнению с другими функциональными стратегиями. Если функциональные стратегии могут формироваться относительно независимо (от других функциональных стратегий), то ИТ-стратегия служит основой и формируется параллельно соответствующим функциональным стратегиям, показывая, какими средствами эти функциональные стратегии могут поддерживаться. Другими словами, ИТ-стратегия выступает как дополнительный ресурс, с помощью которого учитывается, как и какими информационными ресурсами будет обеспечена реализация этих стратегий.

Стратегию можно рассматривать как некоторую рамку, которая очерчивает границы будущих целей, что, в свою очередь, определяет те решения, которые принимаются в процессе тактической реализации стратегии. Стратегия обеспечивает сохранение некоторых приоритетов для тактических решений.

Реальная стратегия определяет общий путь достижения цели. Она ограничивает количество возможных опций, делая достижение цели управляемой и выполнимой задачей для тех, кто отвечает за это. Это основа эффективной стратегии: те, кто отвечает за реализацию цели, должны видеть ограниченный набор способов ее достижения, понимать, что является наиболее важной очередной задачей, и быстро ее решать.

Принятая бизнес-стратегия

С учетом опыта зарубежных стран и текущей ситуации на российском рынке розничного банковского обслуживания, Банк имеет уникальный шанс использовать момент для стремительного наращивания клиентской базы на основе бизнес-модели дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Банк будет предлагать полный спектр банковских продуктов широким слоям населения – Универсальная концепция, привлекая клиентов интересным базовым Продуктом и проводя агрессивные перекрестные продажи прочих (в первую очередь кредитных) продуктов.

Под ДБО понимается осуществление банковских операций без личного присутствия в Банке:

Специфика бизнес-модели и стратегии в целом заключается в построении всего бизнеса на основе принципа использования Интернет и прочих каналов дистанционного обслуживания в качестве основных каналов продаж услуг Банка (а не в качестве дополнительной услуги для клиентов). Благодаря этому, в структуре клиентов Банка будут преобладать молодые и люди среднего возраста, активно использующие банковские услуги, и с относительно высоким уровнем дохода.

Концепция ИТ стратегии

Концептуально, данная ИТ стратегия представляется в виде взаимосвязанных частей, полностью описывающих все аспекты деятельности по реализации ожиданий бизнеса от ИТ. Как указывалось ранее, ИТ-стратегия разрабатывается на основе общей стратегии развития бизнеса. Она учитывает инвестиционные возможности компании и текущее состояние архитектуры ИТ. ИТ-стратегия дает рекомендации на общем уровне, соответственно поэтому она создается на длительный срок. По мере реализации стратегического плана его составляющие детализируются и конкретизируются в краткосрочных планах. Ключевые элементы и рекомендации ИТ стратегии пишутся языком бизнеса, и закладывают основу для понимания задач ИТ бизнесом.

Предложенная концепция ИТ стратегии рассматривает следующие ее составляющие:
• Общие принципы организации ИТ службы
• Принципы финансирования и бюджетирования
• Архитектурный подход в разработке ИТ стратегии
• Организация системы информационной безопасности
• Кадровая стратегия
• Выбор партнеров и основных поставщиков ИТ решений
• Риски и контроль
• Мониторинг и оценка результатов

Общие принципы организации ИТ службы – в части существующих проблем организации ИТ подразделения, вводится понятие бизнес архитектуры как единой логики строения, поведения или развития форм организации бизнеса в их многообразии, рассматриваются разнообразные виды бизнес архитектур, их устойчивые формы. На основании анализа делается выбор в пользу определенной архитектуры, наиболее подходящей для текущей ситуации Банка. Далее, рассмотрев варианты форм организации ИТ служб, принимается нужная конфигурация бизнеса и управления ИТ.

Принципы финансирования и бюджетирования

Реализация бизнес стратегии ДБО Банка предусматривает проведение определенного количества работ, связанных с ИТ составляющей. Эти работы охватывают как внедрение и автоматизацию целого ряда бизнес направлений, так и поддержку существующей ИТ инфраструктуры, внедряемых аппаратных и программных модулей и систем. Таким образом, принцип бюджетирования ИТ подразделения, в условиях реализации стратегии ДБО, формируется посредством объединения следующих вариантов бюджетирования – плоский фиксированный бюджет, бюджет пропорциональный численности персонала, и деловым бизнес показателям, и бюджет привязанный к проектным работам.

Архитектурный подход в разработке ИТ стратегии

Архитектурный подход – ключ к тесному взаимодействию бизнеса и ИТ. Идея тесного, взаимопроникающего, оперативного и эффективного взаимодействия бизнеса и информационных технологий стала основой архитектурного подхода, в котором эти две сущности рассматриваются как единое целое и объединены общим понятием - архитектура предприятия. Можно с большой степенью достоверности утверждать, что управление развитием предприятия - это есть управление архитектурой предприятия в контексте достижения наибольшей эффективности его функционирования.

Применительно к рассматриваемой в данной работе бизнес стратегии Банка, архитектурный подход – проектирование заранее продуманного решения, включающего в себя целый комплекс взаимосвязанных функциональных, информационных, технических и иных моделей, представляющих собой совокупность основных аспектов деятельности ИТ подразделения по реализации бизнес стратегии ДБО. Рассматриваются существующие три слоя архитектуры: бизнес-архитектура, архитектура прикладных систем, технологическая архитектура.

На основании рассмотренной бизнес архитектуры Банка, и выстраивая на основании этого целевую ИТ архитектуру:

мы приходим к составу модулей ИТ системы, которые необходимо внедрить, в целях реализации принятой бизнес стратегии ДБО Банка.

Подробное описание самих приложений, а именно: системы Дистанционного Банковского обслуживания, бэк-офисной части, CRM системы, карточного процессинга и скоринговой системы, требования к их функционалу, варианты реализации, их состав и структура, которые необходимо использовать для управления данными и поддержки описанных бизнес-процессов Банка, рассматриваются в соответствующих разделах данной работы.

Организация системы информационной безопасности основывается на том, что основная ее цель – построение комплексной системы информационной безопасности в Банке, которая достигается путем поэтапного внедрения различных модулей системы ИБ, обеспечивающих максимальную защиту именно тех направлений, которые наиболее актуальны в данный момент развития Банка и реализации стратегии ДБО.

Кадровая стратегия рассматривается на основании подхода, базирующегося на системе отношений «работник — организация», который, в свою очередь основан на жизненном цикле организации. Поскольку управление персоналом есть в первую очередь создание и развитие системы внутриорганизационных отношений, то и кадровая стратегия должна основываться на учете особенностей этих отношений и их развитии в нужном для организации направлении. А с учетом текущей ситуации Банка, определена форма организации ИТ подразделения, а именно «Проектный офис», характеристики которого, наилучшим образом соответствуют данному этапу развития бизнеса.

Таким образом, кадровая стратегия ИТ подразделения, в первую очередь направляется на организацию и реализацию проектной, совместной работы, и при этом оперирует квалификациями и компетенциями применительно к ролям тех или иных членов проекта.

Для организации наиболее эффективной работы на проектах, связанных с рассматриваемой в данной работе бизнес стратегией, представляется целесообразным создание специального органа, который будет периодически рассматривать вопросы, связанные с ИТ реализацией проекта. Это «Комитет по управлению ИТ» (IT Steering Committee, ISC) – звено, усилиями которого обеспечивается нормальная коммуникация между ИТ и бизнесом.

Выбор партнеров и основных поставщиков ИТ решений – немаловажный момент проекта, и с учетом того количества бизнес направлений, которые необходимо автоматизировать в соответствии со стратегией ДБО. Сам выбор, предлагается разбить на следующие этапы: определение, подготовка инфраструктуры и старт проекта, сбор требований к системе, отбор пакетов и поставщиков решений, оценка короткого списка и составление списка финалистов, финальная оценка и выбор, и фаза контрактования.

Риски и контроль

Внедрение бизнес стратегии ДБО и развитие самого бизнеса Банка, существенно зависит от качественной поддержки со стороны информационных технологий. Но так как развитие и эксплуатация ИТ-систем характеризуются определенными рисками, то управление ИТ-рисками становится неотъемлемой частью процессов глобального управления рисками бизнеса, а оценка и управление ИТ-рисками требуют анализа как специфичных для области ИТ факторов, так и комплексного учета экономических, политических, конкурентных условий работы компании.

ИТ-риски можно условно разделить на две группы: риски, связанные с обеспечением непрерывности бизнеса, и риски реализации новых проектов. Первая группа рисков связана с вопросами эксплуатации ИТ-систем, обеспечения коммуникаций, информационной безопасности, сохранности информации, восстановления после аварий и т.д. Так как, в соответствии с принятой бизнес-стратегией ДБО, необходимо внедрение комплекса ИТ решений, то в данной работе мы рассматриваем вторую группу, а именно вопросы управления рисками, и прежде всего – их идентификации, возможным угрозам, и способам их минимизации, в проектах внедрения информационных систем обеспечивающих реализацию стратегии ДБО.

Мониторинг и оценка результатов

Эффективность является ключевым понятием оценки результативности и целью выполнения проектов ИТ в Банке при реализации принятой бизнес стратегии. Эффективность – величина вклада ИТ в достижение бизнес-результатов, соотнесенная с расходами на соответствующие направления или ИТ-проекты. Для достижения необходимого порога эффективности ИТ составляющей в бизнес проектах, ею необходимо управлять: оценивать текущие значения, планировать, контролировать, анализировать наблюдаемые значения показателей эффективности.

Предлагаемый в работе подход заключается в создании базы ключевых показателей, отражающих результативность – «технические» показатели, и эффективность – вклад в бизнес-результат ИТ составляющей, а также процедур мониторинга и анализа значений этих показателей в процессе реализации проектов и мер, направленных соответствие требованиям бизнес стратегии Банка.

Выводы

Таким образом, предложенный в данной работе вариант написания ИТ стратегии охватывает все области взаимодействия бизнеса и ИТ подразделения на пути достижения целевого состояния бизнес и ИТ архитектуры. Проводит анализ возможных вариантов решения тех или иных задач, поставленных перед ИТ подразделением в рамках реализации принятой Банком бизнес стратегии ДБО. Приводит конкретные методики выбора ИТ решений. А также позволяет организовать работы по достижению поставленных целей, с должным уровнем минимизации рисков, связанных с проведением такого рода работ, и при этом проводя мониторинг основных ключевых показателей, для оценки достигнутых результатов.

Copyright © 2010 Бахтин Д.Б.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, весна 2010
Рубрика: 
Банки и фондовый рынок
Автор: 
Бахтин Д.Б.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 9.2 (5 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009