Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Формирование эффективной команды IT-проекта
Новиков В.Е.
выпускник группы MBA CIO-18
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Современная экономика развивается столь быстро, что от предприятий требуется порой недюжинная ловкость, чтобы удержаться на плаву. Необходимыми условиями выживания компании становятся гибкость, адаптивность к быстро меняющимся условиям рынка, повышение производительности труда и умение творчески развиваться. Также, для продвижения любого дела или идеи непременно нужна команда единомышленников, действующих сообща, такие команды существуют на уровне отделов компаний, проектных групп, управляющего состава и всего коллектива компании в целом. Отличная команда, работающая слаженно, продвигает компанию вперед, в то время как плохо функционирующая команда препятствует развитию компании. По сравнению с жестким административным управлением, командный метод работы является более эффективным. Однако, переход на него – процесс нелегкий, он требует перестройки мышления, поведения, способов принятия решений. Сейчас слово «команда» становится одним из наиболее известных в бизнесе. При этом, как это часто случается с популярными понятиями, ключевой смысл понятия «команда» как-то незаметно утерялся. Осталось только впечатление, что настоящая команда совместными усилиями может все, и даже еще немного. При этом все ее члены любят друг друга, делают все сообща и радостно. Поэтому многие руководители, и начинающие, и опытные, говорят своим коллегам и подчиненным: «Главное, что мы все – одна команда» и ожидают от них соответствующих результатов. А результаты почему-то не приходят. С чем это связано? На самом деле, понятие «команда» является куда более сложным, чем представляется на первый взгляд. Создание настоящей команды потребует от руководителя больших вложений времени и энергии. И первые результаты могут появиться не так быстро, как хотелось бы. Но если пройти весь этот непростой путь, то в конце руководителя ожидает награда в виде тех самых колоссальных результатов, которая сможет достигнуть эта группа людей. Особенно остро вопросы командообразования и командоуправления стоят в сфере IT, где высокая степень неопределенности в постановках задач от «бизнеса» соседствует со сложным оборудованием и программным обеспечением.
Целью данной работы является изучение механизмов построения эффективных команд при реализации IT-проектов в области внедрения инновационного программного обеспечения и сложных, интеграционных задач.
В теоретической части рассматриваются основные понятия, термины и определения, связанные с командообразованием и эффективностью, жизненный цикл команды, основные роли, существующие в команде. Также рассматривается вопрос лидерства – важного и неоднозначного оцениваемого элемента команды.
В практической части разбираются 2 схожих проекта в сфере IT по внедрению систем управления эффективностью бизнеса в двух крупных российских банках, идентифицированы проблемы и обозначены преимущества, которые дает командная организация труда.
После чего были сделаны выводы об эффективности деятельности таких образований и определены рекомендации для дальнейшего использования в подобных проектах:
- При решении сложных инновационных задач важно учитывать не только профессиональную подготовку ответственных сотрудников, но их психофизические параметры и совместимость друг с другом.
- Для большей эффективности командообразования и получения результатов выше, чем способны показать каждый из участников команды в отдельности, необходимо следовать теоретическим принципам и методам.
- Процесс командообразования – сложный и ступенчатый. Необходимо четко осознавать цели команды, уверенно и постоянно работать над сплоченностью, моральным климатом и коммуникациями в таких проектах.
- Роль лидера – одна из самых важных. Обязательно нужно четко выделять лидера на каждом из этапов жизненного цикла команды, поддерживать и помогать в работе.
Прежде чем команда сможет стать эффективной, необходимо сформировать ее индивидуальность. Коллектив должен учитывать как интересы каждого его члена, так и всей команды в целом. В процессе формирования команды IT-менеджеры не должны допускать того, чтобы члены коллектива впадали в уныние.
На ранних стадиях формирования менеджеру обычно необходимо четко управлять межличностными контактами в команде.
Обязательна постановка ясных целей. Некоторые вещи, такие как потеря смысла и цели деятельности команды, могут нанести вред моральному духу коллектива. Убедитесь, что вы ясно поставили цели, что они реально достижимы для команды. Разработайте совместно с коллективом стратегию достижения этих целей. К счастью, IT-сфера является превосходной бизнес-единицей, для которой достаточно просто поставить ясные цели, поскольку легко найти критерии оценки эффективности ее деятельности. Цели должны соответствовать критерию SMART (SMART – это сокращение из начальных букв слов Specific, Measurable, Attainable, Realistic,Timed). То есть цель должна быть Своеобразной, Измеримой, Достижимой, Практичной или жизненно необходимой, и Спланированной во времени. Например, менеджер службы поддержки может поставить себе целью снижение числа вызовов по поводу трех наиболее распространенных проблем на 25 процентов за 6 месяцев. После совещания с коллективом он может разработать стратегию достижения этой цели, возложить ответственность за решение этих задач в рамках разработанной стратегии и отслеживать прогресс в достижении цели при помощи диаграмм.
Сфера IT при всей ее сложности привлекает творческих и внутренне свободных людей. Необходимо учитывать это и обеспечить предоставление свобод. Здесь все обстоит так же, как в театре и кино, где режиссеры и актеры должны учиться управлять эмоциями зрителей. С другой стороны, нельзя всецело овладевать разумом своих слушателей. Вас никогда не удивляло, каким образом некоторые из лучших фильмов заставляют нас так сильно сопереживать? Сейчас режиссер может заставить вас смеяться, а через минуту вы будете плакать. Cходные принципы справедливы и для формирования морального климата команды. Иногда отвлекайтесь вместе с сотрудниками на интересные мероприятия, способствующие формированию нужных отношений в коллективе. Это позволит вам избежать напряженных часов поиска решения поставленной задачи. Такими мероприятиями могут стать разговоры с коллегами за обедом, встреча всего коллектива раз в неделю за утренним чаем, допустим, с обменом кулинарными рецептами, или посещение скачек. И не забывайте отмечать важные события в жизни коллег и их успехи по службе. Вечеринка в конце недели или совместное проведение выходных поможет сплотить команду и тем самым облегчит реализацию проектов. Такие мероприятия будут вполне уместны в качестве отдыха после выполнения командой какой-нибудь трудной работы. Очень хороший менеджер всегда держит руку на пульсе боевого духа команды.
Стоит отметить, чтобы стать по-настоящему эффективной, вся команда должна верить в свой успех. Считается, что даже маленькие победы на пути к цели очень сильно укрепляют командный дух и веру в получение положительного результата. Командам также стоит избегать социального иждивенчества, возникающего в случаях, когда тяжело оценить вклад в общий результат каждого конкретного участника. Не допустить того, чтобы отдельные люди прятались за спины коллективы, можно повышая степень ответственности участников команды за достижение как конкретных, так и общих целей команды.
Как ни странно, не стоит бояться конфликтов внутри команды, говорят исследователи. Считается, что рабочие конфликты, возникающие при обсуждении методов решения сложных задач, в конечном итоге положительно сказываются на результате. Но всё же конфликтов взаимоотношений в команде (то есть из-за несовместимости характеров членов команды) стоит избегать – ни к чему хорошему они точно не приведут.
Результатом будет возросшая продуктивность и здоровый психологический климат в организации. Одновременно с этим уменьшится текучесть кадров и количество связанных с работой стрессов. Этим можно доказать всем: акционерам, топ-менеджменту, что команда – не просто популярный термин, а реальный и эффективный инструмент достижения целей.
Copyright © 2010 Новиков В.Е.
- Войдите на сайт для отправки комментариев