Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Бизнес-модель предприятия по разработке российской облачной платформы

Рудоманов В.В.

Выпускник группы MBACIO-48

Школа ИТ-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

Любому коммерческому предприятию нужны ориентиры, в рамках которых ведется деятельность. Эти ориентиры позволяют сфокусироваться на тех процессах, которые важны для деятельности компании и позволяют достигнуть поставленных целей. Компания, которая работает на новых рынках, должна в своем фундаменте иметь такую цепочку создания ценностей, которая приведет к устойчивому росту доходов, выведет компанию в лидеры своего сегмента или ниши, и будет способствовать устойчивому функционированию. Структурное описание ключевой деятельности компании, приводящих к созданию ценностей называется бизнес-моделью предприятия.

Бизнес-модель позволяет выделить:

·         Логику создания ценности для клиента и получения от этого прибыли;

·         Ключевые компоненты бизнеса и логику их связи.

Бизнес-модель дает возможность:

·         Сформировать приоритеты развития и увязать их стратегическими целями бизнеса;

·         Структурировать требования к компонентам бизнеса;

·         Структурировать мероприятия, направленные на развитие.

Систематизация ключевых бизнес-процессов позволит не тратить ресурсы на избыточные или неэффективные виды деятельности, направляя вектор развития на то, что позволяет достичь задачи создания цепочки ценностей.

Бизнес-модель можно рассматривать как представление структурных, операционных и финансовых механизмов работы коммерческого предприятия, его продукты и услуги в настоящий момент времени и их дальнейшее развитие для достижения стратегических целей компании.

Бизнес-модель рассматриваемой в данной работе компаниинаправлена на деятельность в области разработки программного обеспечения для управления облачной платформой. Данный класс программных продуктов предназначен для внедрения в центры обработки данных с целью управления аппаратными и программными ресурсами ИТ-инфраструктуры: вычислительных серверов, систем хранения данных, сетей передачи данных, предоставления возможностей мониторинга состояния и реагирования на ошибки или неисправности, систем оркестрации – то есть автоматизированного управления на основе шаблонов или действий администратора.

Данный класс продуктов востребован в современных условиях, когда роль ИТ-инфраструктуры становится определяющим для коммерческих компаний и государственных служб. ИТ-инфраструктура становится фундаментом и платформой для управления процессами любой сложности. И для того, чтобы эффективно управлять ИТ-инфраструктурой предлагаются решения в области облачных вычислений.

Авторское представление о шаблоне бизнес-модели возьмем из работы Александра Остервальдера, который описывает её следующим образом: канва представляет модель бизнеса в виде девяти взаимосвязанных блоков, включающих характеристику ключевых ресурсов и процессов, задействованных в создании ценности, клиентов и взаимодействия с ними, ценностное предложение, структуру затрат и источники доходов.

Наличие разделенных между собой компонентов бизнес-модели позволит функциональным департаментам фокусироваться на той деятельности, которая относится к их сфере работы. При этом позволит первому лицу компании видеть всю картину целиком.

Бизнес-модель описывает основную причину того, как организация создает, приносит и получает прибыль.

Создание бизнес-модели компании, которая разрабатывает решения в области облачных платформ поможет эффективно распределять имеющиеся ресурсы, направляя их на ключевую деятельность, создавая программный продукт. Бизнес-модель позволит предоставлять доступ к разрабатываемой облачной платформы на тех условиях и в той форме, которая востребована у потребителей, будь то коммерческие или государственные структуры.

Использование инструментов построения бизнес-модели даст возможность руководителям компании увидеть, как заработать прибыль на разрабатываемом продукте для управления облачной инфраструктурой.

Бизнес-модель для всей компании состоит из четырех продуктов (услуг):

·        Лицензии на программное обеспечение

Комплект состоящий из OpenStack и дополнительных модулей Тионикс называет Tionix Cloud Platform и предлагается заказчикам в виде «коробочного программного продукта» с оплатой по лицензионной схеме.

·        Услуги по проектированию и внедрению «частного облака»

Услуги по проектированию и внедрению решения по созданию облачной ИТ-инфраструктуре по требованию заказчика. В таком проекте происходит подбор площадки для размещения инфраструктуры – дата-центр. Состав всего ИТ-оборудования, которое будет использоваться. Проектирование программных компонентов для управления ИТ-инфраструктурой и пуско-наладочные работы по запуску в работу ИТ-инфраструктуры.

·        Предоставление технической поддержки

Обеспечение техническое поддержки спроектированного и запущенного решения по облачной ИТ-инфраструктуре. В этом случае сотрудники Тионикс берут на себя обязательства за мониторингом работоспособности решения, отслеживания аварийных состояний, реагирования на заявки и оперативное устранение проблем.

·        Аренда вычислительных ресурсов в «управляемом облаке»

На собственных ИТ-ресурсах компании запускается облачная ИТ-инфраструктура с набором прикладного ПО, востребованного для заказчиков. Заказчики могут арендовать использование ПО по модели Software as a Service (SaaS). ПО может предоставлять услуги в классах CRM, ERP, почтовая служба, корпоративный портал, бухгалтерский учет и так далее.

 

  На рисунке 1 в виде пирамиды представлены предлагаемые продуктовые предложения. В основе пирамиды располагается создаваемое компанией Тионикс программное обеспечение – «Облачная платформа», которая предлагается в виде коммерческих лицензий на использование ПО. Поверх нижнего слоя предлагаются две услуги: проектирование «частных облаков» на заказ и оказание техническое поддержки на спроектированные «облака» или проданные лицензии на ПО. И завершает пирамиду услуги по аренде вычислительных мощностей (IaaS – InfrastructureasaService) или аренде доступа к программным продуктам, запущенным поверх «облачной платформы» (SaaS – SoftwareasaService).

 

Рисунок 1. Архитектура взаимозависимостей между продуктовыми предложениями.

 

Все разновидности взаимоотношений с клиентом можно расположить на временной шкале, отражающей жизненный цикл наших взаимодействий с ним (рисунок 2). Очевидно, что взаимоотношения с клиентом начинаются до первых договорных отношений, а именно со знакомством потенциального клиента с нашей компаний или нашими продуктами и услугами. Чтобы такое знакомство получилось плодотворным и эффективным, необходимо работать в публичном пространстве с точки зрения информирования рыночных игроков о нашем существовании, о наших историях успеха, о преимуществах выбора нашей облачной платформы, о потенциальной ценности для потребителя от использования наших продуктов.

Если потребитель наших продуктов вышел на контакт, то наступает стадия пресейла – демонстрации характеристик наших продуктов, передача описания наших услуг и «примерка» на предмет того, то ли нужно клиенту, что мы можем ему предложить. Если этот процесс проходит успешно, то наступает стадия «предпроекта», когда можно делать расчеты конкретных вычислительных мощностей или количества лицензий, которые требуются заказчику. После этого возможен факт реализации первого продуктового предложения – продажи лицензий на облачную платформу.

 

 

Рис. 2. Временная шкала взаимоотношений с клиентом и жизненными циклами продуктовых предложений

 

Если заказчика интересует наша услуга по проектированию «облака» на заказ, то процесс предоставления услуги начинается с «предпроекта», протекает вместе с реализацией проекта и заканчивается на этапе первичной поддержки.

В случае необходимости оказания технической поддержки клиенту по использованию нашей облачной платформы, как в случае продажи лицензий, так и в случае с проектирования «облака» на заказ, жизненный цикл услуги по тех.поддержке начинается на стадии проекта, протекает во время гарантийного времени оказания услуги и заканчивается несколько позже после наступления финальной точки оказания услуги.

При аренде вычислительных мощностей по модели IaaS или аренде использования программного обеспечения по модели SaaS, временная шкала жизненного цикла примерно соответствует услуге технической поддержки, постольку сама услуга аренды есть ни что иное как продажа гарантии доступности программного обеспечения или вычислительных мощностей по заданным параметрам работоспособности и необходимого уровня качества обслуживания.

В любом случае, каждое продуктовое предложение определяет некоторый период взаимоотношений с клиентом как до начала оказания коммерческой услуги, так и после завершения периода оказания услуги. Это необходимо для выстраивания доверительных, долгосрочных взаимоотношений с клиентом, который захочет воспользоваться нашими услугами вновь или будет опосредованно работать на наш имидж и репутацию за счет положительных отзывов о качестве нашего сервиса.

Создание продуктовых предложений на высокотехнологичных и быстроразвивающихся рынках несет в себе большие возможности по активному набору доли занимаемого рынка. Но этот процесс сопряжен и с определенного рода вызовами, связанными с тем, что такие рынки являются высококонкурентными и быстрый темп происходящих изменений требует большой гибкости и скорости реакции.

  В текущее время в нашей стране происходят большие изменения, связанные с поиском ниш для новой, «цифровой» экономики и облачные технологии являются частью этого тренда.

Для того, чтобы использовать все преимущества этого тренда, необходимо создавать продукты ИТ-инфраструктуры, которые соответствуют государственной политике в импортозамещении. В ближайшее время множество государственных компаний, а также крупный бизнес будут переходить на отечественные программные продукты и тем компаниям, которые смогут предложить продукт, удовлетворяющий требованиям клиентов, представится шанс на перераспределение тех финансовых ресурсов, которые до этого тратились на закупки иностранного ИТ-программного обеспечения.

Чтобы максимально эффективно воспользоваться результатами этого тренда, необходимо мобилизовать ресурсы производителя ПО в нужных сферах. Концентрация ресурсов и внимания только на ключевой деятельности компании по разработке российской облачной платформы позволит не «распылять» активность сотрудников организации на несущественную деятельность, не дающей бизнес-результат. Предложенные канвы бизнес-моделей по каждому из продуктовых предложений компании позволяют выставить приоритеты в деятельности организации.

Основным фундаментом предприятия является разработка облачной платформы – программного обеспечения по управлению ИТ-инфраструктурой, используя пять свойств «облачных вычислений». Созданный программный продукт ложится в основу всех остальных продуктовых предложений компании: построению «частного облака» на заказ, оказанию технической поддержки пользователей и предоставлению в аренду виртуальных вычислительных мощностей.

Предложенные канвы бизнес-модели по каждому из описанных продуктовых предложений дает полную картину ключевых видов деятельности организации, ориентиры для департаментов пресейла и маркетинга, для департамента проектирования и внедрения, а также для отдела по разработке и отдела по исследованиям.

Достоинством проведенной аттестационной работы является наличие визуального представления канвы. Заполненный шаблон бизнес-модели может и должен использоваться первым лицом компании как ориентир в своей деятельности, позволяя «держать в голове» целостную картину во всей полноте.

В переговорах с потенциальными инвесторами или акционерами компании, визуальное отображение канвы бизнес-модели может использоваться для презентации бизнес-деятельности, раскрытию особенностей каждого из продуктовых предложений, демонстрации взаимосвязей между элементами и анализу существующей цепочки создания ценности.

Бизнес-модель показывает логику генерации прибыли и позволяет сделать вывод о необходимых стратегических мероприятиях для компании – каждое генерирует результат, который является элементом либо взаимосвязью между элементами бизнес-модели.

Но, как и любая деятельность, канва бизнес-модели не может быть статическим ориентиром. Этот инструмент должен актуализироваться с поступлением новой информации о рынках, конкурентных продуктах, запросах потребителей, а также при изменении государственной политики, равно как и других внешних факторов.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009