Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Особенности мотивации персонала IT-службы в период кризиса
Макаров С.А.
выпускник группы MBA CIO-17
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Кризис и развитие – две стороны одной медали
Большинство современных компаний относятся к органическому типу. Развиваясь, проходят разные этапы своего жизненного цикла. Каждый из этапов характеризуется своими особенностями, стратегиями, проблемами. Несмотря на наличие общих черт, каждое предприятие индивидуально, так как имеет собственные специфические условия деятельности. Такое положение связано с потенциалом самого предприятия, который составляют его людские, деловые, финансовые, материальные, технические ресурсы. Эволюционируя, компании проходят этапы зарождения, детства, юности, зрелости, умирания. Развитие компаний как систем происходит циклично. Взлеты сменяются фазами стабилизации и падения. Жизнедеятельность компании неминуемо сопровождается износом капитала (все формы и виды от основных средств до интеллектуального капитала). Износ различных форм капитала в конечном счете и приводит к возникновению кризисов в развитии компании. Кризисы могут иметь явную (проявленную) или скрытую (латентную) форму.
Сам по себе кризис не является чем-то ужасным. Это одна из форм существования компании. Преодоление его может поднять на новые высоты и открыть новые перспективы. Предвидение его, готовность к нему, а порой его преднамеренная провокация способны существенно повысить общий потенциал компании и её стоимость.
Чем же принципиально отличается кризис от «нормального» состояния развития компании? Прежде всего, ускоряющимися процессами, непредсказуемостью, острым дефицитом ресурсов, высоким давлением со стороны внешней среды, балансированием между стабилизацией и деградацией, неэффективностью привычных управленческих решений и инструментов, неточной противоречивой информацией, повышенным уровнем риска и т.п.
Как в кризисной ситуации ведет себя один из ключевых капиталов – человеческий? Можно ли добиться того, чтобы сотрудники не бежали панически с «корабля», а вставали на «весла» и с утроенной силой спасали его из кризисной круговерти? В принципе да, это возможно. И при этом сами сотрудники от этого процесса могут получать удовлетворение и новые практические знания и навыки.
Безусловно, ключевую роль во всем этом играет мотивация. Отличается ли она от докризисной? Скорее да. Нередко материальная составляющая системы мотивации попросту не реализуема из-за дефицита финансовых ресурсов и различных неопределенностей. Возможно ли обойтись без неё? На определенном этапе да, возможно. Обратимся к современным теориям в области мотивации персонала.
•
•
•
•
•
•
•
•
1.
2.
3.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении.
•
•
•
•
•
•
•
•
Концепция организационного роста Литвина - Стрингера
Данная концепция считается наиболее современной и объединяет в себе модель Макклеланда и теорию поля К. Левина.
Поэтому, для трансформации поведения работника (управления его поведением) появляются новые возможности - путем изменения внешней для работника среды, а также путем комбинированного воздействия одновременно на его личность и среду.
Модель вознаграждения (позитивного подкрепления)
Данная концепция, автором которой является L.Jewell, описывает простые закономерности поведения работников в прямой связи результатов труда с вознаграждением:
• работники продолжают совершать действия и принимать решения, результаты которых вознаграждаются
• сотрудники избегают действий, которые наказываются
• Работники постепенно перестают проявлять активность, если их действия не вознаграждаются и не наказываются.
Способы вознаграждения, по этой теории, разделяются на две группы – внутренние и внешние.
К внутренним способам механизма самомотивации относятся:
•
•
•
•
К внешним способам мотивации относятся:
• заработная плата
• карьера
• символы служебного статуса (кабинет, машина, власть и т.п.)
• признание
• дополнительные льготы (кредиты, страховка, и т.п.)
Теория Э. Лока
Еще одной теорией, объясняющей поведение сотрудников, является целевая теория, предложенная Э. Локом.
•
•
•
•
Особенности психологического портрета российского работника
В дополнении к теоретическим основам в области мотивации в работе рассмотрены положительные и отрицательные черты психологического портрета российского работника в преломлении к IT подразделениям. Без понимания этих особенностей управление человеческим капиталом в кризисной ситуации было бы не полным в российской действительности.
Практическое применение
Приводимые в работе теоретические выкладки и рекомендации автором в составе группы топ-менеджеров были частично применены в компании, работающей в секторе VAS услуг. IT-технологии – основная область специализации для данного сегмента. Компания, миновав фазу зрелости, благодаря целому ряду допущенных управленческих ошибок в предыдущие периоды оказалась в состоянии системного кризиса. В работе приводится анализ внутренней и внешней среды компании, описаны ключевые элементы экспресс-построения системы мотивации, позволившие компании в целом добиться существенных положительных результатов за короткий срок.
Copyright © 2009 Макаров С.А.
- Войдите на сайт для отправки комментариев