Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Организационные проблемы роста компании, выбор ИТ-стратегии (от стартапа до зрелости)

Андрусенко А.В.
Выпускник группы MBA
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Проблемой исследования в итоговой аттестационной работе выступает определение методик и направлений решения организационных проблем роста компании на этапе от стартапа до зрелости.

Целью проведения исследования является изучение особенностей появления организационных проблем роста компании на этапе от стартапа до зрелости в современных условиях развития отечественного и мирового ИТ-рынка, а также возможности выбора ИТ-стратегии для компании-стартапа.

Объект исследования: компания-стартап, специализирующаяся на разработке программного обеспечения для зарубежных телеком операторов.

Предмет исследования: факторы, социально-экономические отношения, связи и взаимодействия, которые определяют возникновение организационных проблем роста компании, разрабатывающей ПО, на этапе от стартапа до зрелости.

Основными методами анализа, использованными при написании работы, выступали: сравнительный анализ, многофакторный анализ, синтез, метод комплексного подхода, теория деятельности, наблюдение, методы и приемы финансового и экономического анализа, методы опроса.

Информационную базу исследования составляют научные пособия, периодические издания, аналитические обзоры, материалы рейтинговых и консалтинговых агентств, статьи, оценки экспертов, статистические данные, эмпирические материалы работы компании-стартапа, разрабатывающей программное обеспечение для зарубежных телеком операторов.

В ходе изучения теоретических аспектов организационных проблем роста компаний и выбора ИТ-стратегии на начальных этапах развития было определено, что стартап представляет собою процесс реализации за короткие сроки и, как правило, при ограниченных ресурсах, задачи или проекта, который отличается принципиальной новизной. Направления стартап-проектов не ограничиваются созданием нового бизнеса, а могут предусматривать также: создание с «нуля» новых подразделений; открытие нового направления в рамках существующего бизнеса;  территориальное расширение бизнеса - открытие филиалов и представительств; рестарт бизнеса или направления; укрепление (расширение) позиции компании на рынке (получение значительной доли рынка, повышение узнаваемости торговой марки и т.п.); реализацию нетривиальных, нестандартных целей или решение задач, которые ранее в компании не решались. Стартап-проекты в процессе развития проходят начальную стадию, стадию запуск проекта в эксплуатацию (или продукта в производство) и пост-стартап-стадию.

Современные проблемы организационного роста и развития компаний от стартапа до зрелости в работе рассматриваются как с позиции проблем, которые присущи всем компаниям на  этапе зарождения и роста, так и с позиции специфических проблем, которые присущи именно стартапам.

Ключевыми организационные проблемы роста компании от стартапа до зрелости  (по мнению старшего партнера венчурного фонда Runa Capital  С. Белоусова) выступают: неудачная команда, слишком узкий фокус проекта, вера в выживание и развитие без инвестиций, проблемы презентации проекта, отсутствие долгосрочного планирования, недооценка конкуренции, слишком широкий фокус, неумение работать с инвесторами, внутренние разногласия в команде, нежелание обращаться за помощью, неготовность долго и настойчиво работать, перерасход денег.

В ходе рассмотрения методических основ изучения организационных проблем роста и выбора ИТ-стратегий компании на этапе от стартапа до зрелости были рассмотрены методы определения организационных проблем роста со стороны внешней среды, а именно сущность и этапы проведения PEST-анализа. Также был изучен SWOT-анализ как метод диагностики организационных проблем развития компании за счет сопоставления внешних возможностей и угроз, а также внутренних сильных и слабых сторон компании. При изучении методов диагностики внутренних организационных проблем роста компании были рассмотрены показатели диагностики проблем компании в производственной, маркетинговой, финансовой, информационной, организационной сфере, а также в сфере управления персоналом. Исследование инструментов разработки и особенностей реализации ИТ-стратегий позволило сделать вывод, что процесс разработки и реализации ИТ-стратегии компании на этапе от стартапа до зрелости не должен быть изолирован от общего стратегического процесса в компании. Кроме того, в процессе разработки и реализации ИТ-стратегии компании на этапе от стартапа до зрелости фактически речь идет о двух стратегиях: стратегии в сфере прикладных систем и стратегии в сфере управления и эксплуатации ИТ-ресурсов.

Проведенный анализ внешних условий работы компаний, разрабатывающих ПО, свидетельствует, что ИТ-рынок в России растет быстрыми темпами, однако его структура отличается от общемировой. Наибольший вклад в увеличение ИТ-рынка приносят отрасли с интенсивным спросом на ИТ-продукцию, а именно финансовые услуги, телекоммуникации, государственные учреждения. Основную долю в экспорте  российского ИТ-рынка составляет программное обеспечение и разработка программного обеспечения на заказ.

Высокую степень воздействия на функционирование компании, разрабатывающей ПО для зарубежных телеком операторов, имеют потребители, конкуренты, а также трудовые ресурсы. Поставщики и государственные учреждения, как факторы воздействия внешней среды, имеют среднюю степень воздействия. Интенсивность конкуренции в отрасли усиливается в результате того, что рынок ИТ-услуг входит в стадию зрелости в нише разработки программного обеспечения под индивидуальные заказы крупных компаний (в том числе и телеком операторов). Существенной является власть потребителей на рынке программного обеспечения, поскольку программные продукты заказываются крупными компаниями (телеком операторами) под персональные требования. На этапе от стартапа до зрелости достаточный имидж компании-разработчика еще не сформирован, поэтому количество клиентов ограничено. С развитием компании-разработчика, формированием репутации на мировом рынке, количество потенциальных клиентов будет увеличиваться, соответственно рыночная власть потребителей будет снижаться.

Проведенный SWOT-анализ  свидетельствует, что компании для развития от стартапа до зрелости целесообразно активно использовать возможности узкой специализации (разрабатывать ПО под индивидуальные требования телеком операторов), проводить политику активного брендинга и продвижения компании, обеспечивать повышение квалификации персонала и усиление мотивации сотрудников. Параллельно могут быть рассмотрены варианты разработки типовых и коробочных решений с последующей доработкой под потребности заказчиков.

В процессе исследования автором были выделены основные внутренние организационные проблемы, а именно: поиск рынков реализации продукции;  недостаточный уровень маркетинга; поиск финансирования; проблемы в обсуждении условий партнерства с инвесторами; квалификация персонала; конфликты в команде; проблемы с организационной структурой и коммуникациями; юридические проблемы; проблемы защиты авторских прав и права собственности; проблемы технологического обеспечения.

С целью определения наиболее значимых проблем был проведен экспертный опрос руководителей компаний-стартапов (всего было опрошено 10 руководителей). В результате основными организационными проблемами компании на этапе от стартапа до зрелости были выделены поиск финансирования (9,3 балла по 10-ти бальной шкале); поиск рынков реализации продукции (8,1 балла по 10-ти бальной шкале) и юридические проблемы (7,7 балла по 10-ти бальной шкале).

Для решения организационных проблем компании на этапе от стартапа до зрелости была разработана детальная методология формирования ИТ-стратегии компании, разрабатывающей ПО, которая предусматривает аудит используемых ИТ-технологий и изучение необходимого уровня ИТ-технологий для обеспечения работы компании, внедрение системы управления ІТ-инфраструктурой как единым целым и дальнейшее сервисное обслуживание системы. Также были выделены модели взаимодействия в ИТ-сфере (использование внутреннего обслуживания, инсорсинга, мультисорсинга, полного аутсорсинга), определены преимущества и недостатки каждой из модели взаимодействия в ИТ-сфере для компании-стартапа, разрабатывающей ПО. Оценка целесообразности применения моделей взаимодействия (по критериям нагрузки на сотрудников компании и стоимости привлечения специалистов со стороны) свидетельствует, что на этапе от стартапа до зрелости для компании, разрабатывающей ПО, наиболее эффективным вариантом будет использование внутреннего обслуживания, а при необходимости – привлечение сторонних специалистов (мультисорсинг).

В качестве практических путей решения организационных проблем компании, разрабатывающей ПО, на этапе от стартапа до зрелости были выделены основные риски возникновения организационных проблем в технической, экономической, юридической и кадровой сферах, а также сформулированы направления их минимизации.

Отдельное внимание было уделено особенностям юридической организации работы компании на этапе от стартапа до зрелости, а именно  важности защиты  интеллектуальной собственности и авторских прав, выбора организационно-правовой формы ведения бизнеса, формирования учредительных документов, оформления договоров с сотрудниками, организации работы с контрагентами и т.п.

Также был представлен возможный проект организационной структуры компании, разрабатывающей программное обеспечение, разработана структура связей и информационных потоков в компании (на этапе от стартапа до зрелости).

Поскольку в соответствии с экспертными оценками существенными организационными проблемами выступают проблемы поиска рынков реализации продукции, в ходе исследования были разработаны рекомендации по использования маркетинга и продвижения компании-стартапа при помощи социальных медиа сетей.

Результаты проведенного исследования могут применяться в качестве систематизированных методических рекомендаций для организации работы компаний на этапе от стартапа до зрелости. 

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009