Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка стратегии по выводу из кризиса инновационного IT проекта.

Фательников Г.А.
Выпускник группы MBA - 40
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Как известно, более 90% стартапов терпят неудачу. Но так как каждый стартап – это уникальный продукт или решение, то и причины каждой неудачи уникальны.  В начале 2014 года, в связи с потерей из команды ключевого сотрудника, и я был вынужден остановить работы по своему инновационному проекту – сайту по поиску ближайшего эвакуатора автомобилей на территории СНГ.

            В 2013 году, в ходеобучения по программеIT-manager вРАНХиГС мною было принято решение о запуске собственного инновационного проекта. К этой мысли меня подтолкнул тот факт, что ежедневно на огромном пространстве СНГ случаются если не тысячи, то, по крайней мере, сотни поломок или дтп, в которых автомобиль теряет способность к самостоятельному передвижению. При этом в подавляющем большинстве случаев автомобилист не в состоянии самостоятельно устранить неисправность, чтобы доехать до автосервиса, где можно провести профессиональный ремонт. В условиях быстрого ритма современной жизни ему необходимо как можно скорее получить профессиональную помощь, как то: вызвать эвакуатор или техпомощь на место поломки, и, самое главное, непосредственно с места поломки. В этом случае, лучшим средством поиска подобной помощи, естественно, будет современный смартфон с возможностью выхода в сеть Internet.

            Так родилась идея создания универсального web-ресурса, который при помощи функции геолокации будет определять местонахождение пользователя и предоставлять ему всю необходимую информацию о ближайших организациях и частных предпринимателях, оказывающих услуги помощи на дорогах. Монетизация ресурса предполагалась за счёт взимания платы в виде процента от оказанных услуг с помощью этого сервиса, либо за счёт получения абонентской платы за размещение объявления, позволяющего пользователю напрямую обращаться к продавцу услуги. Необходимо также отметить, что подобная модель бизнеса также крайне выгодна представителям данной отрасли, в силу того, что для них это простой и недорогой способ привлечения клиентов, а также, за счёт функции привлечения ближайшего эвакуатора – это реальная экономия ГСМ.

            Для более глубокого анализа ситуации на дорогах я обратился к статистическим исследованиям аналитического агентства «АВТОСТАТ». На начало 2000-х годов на дорогах России было около 20 миллионов автомобилей, а в 2013 году их количество перевалило за 50 миллионов. Похожая тенденция бурного роста числа автомобилей отмечается на территории всех государств СНГ. Благодаря бурному росту дилерских сетей и доступным кредитным программам, сегодня автомобиль может приобрести практически каждый. Необходимо отметить, что средний возраст легкового автомобиля в России составляет более 11 лет, грузового более 17 лет. В других странах Содружества показатель среднего возраста автомобиля намного выше. А так как, не секрет, что после истечения гарантийного срока эксплуатации вероятность поломки автомобиля возрастает во много раз, мы имеем миллионы потенциально уже сломанных автомобилей на дорогах, которые могут остановиться в любую секунду. Проведённый анализ подтвердил правильность бизнес-идеи.

            В ходе реализации проекта был проведён детальный анализ рынка, который показал, что подобного ресурса ещё нет,и потребность в нём существует как со стороны автовладельцев, так и со стороны организаций и частных лиц, оказывающих услуги эвакуации и техпомощи на дорогах. В качестве консультантов со стороны заинтересованного бизнеса выступили наши друзья – владельцы организации, оказывающей услуги эвакуации на территории г. Москва. Среди партнёров – участников проекта были чётко определены роли, поставлены задачи и сроки их выполнения. Для выполнения рутинных работ были привлечены фрилансеры, для написания текстов на страницы сайта – профессиональные копирайтеры. Проработана и выстроена рекламная кампания.

            В результате проведённых работ был разработан и запущен web-ресурс, с работающим базовым функционалом, определяющим местонахождение пользователя и показывающий информацию о ближайших к нему автоэвакуаторах и машин спецпомощи на дорогах. Началось продвижение сайта в поисковой выдаче. Благодаря рекламной кампании довольно скоро удалось привлечь первых клиентов и посетителей на наш сайт, от которых была получена обратная связь и рекомендации по улучшению функционала и исправлению ошибок. Для работы с юридическими лицами, а также для того, чтобы иметь возможность принимать банковские электронные платежи организовано юридическое лицо в организационно-правовой форме ИП.

            Однако, несмотря на успешный запуск проекта, в феврале 2014 года реализовался неучтённый риск. На завершающем этапе, когда оставалось лишь исправить ошибки и доработать небольшой функционал, команду покинул ключевой сотрудник – web-программист. К этому времени запасы собственных финансов уже не позволяли нанять другого специалиста, а привлечение инвестора или устройство на работу с целью получения источника финансирования не подходило с точки зрения потери «свободы». Ситуацияосложнилась тем, что в ходе реализации проекта в качестве CMSсайта была использована собственная, уникальная разработка. Возникла ситуация, когда необходимо было принять решение – либо закрыть проект и искать новое место работы, либо найти возможность для оплаты услугдругого программиста.

          Так было принято решение о заморозке всех работ по инновационному проекту и о переориентировании деятельности на услуги it-аутсорсинга для малого бизнеса и частных лиц до полного разъясненияфинансовой картины. То есть на то, что умеем и, что может приносить деньги. Принцип разведка-откатиг-кумовство стал основным при поиске первых клиентов.

           Прежде всего, мы были заинтересованы в сотрудничестве с организациями, когда отвечая за качество выполненной работы  (а это означает минимальный объём инцидентов и заявок), мы имели бы долгосрочные договора со стабильной ежемесячной оплатой.

 Первыми нашими клиентами стали небольшие муниципальные бюджетные организации, которые, исходя из современных требований, достаточно хорошо оснащены вычислительной техникой, но из-за особенностей финансирования и расчёта заработных плат не в состоянии привлечь на работу квалифицированного itинженера. Следующими клиентами стали индивидуальные предприниматели, например, сеть цветочных магазинов. Первые успехи в этом деле позволили ощутить собственные силы и, кроме того, провести неплохую «рекламную кампанию» среди руководителей аналогичных организаций, основанную на передаче информации о качестве нашей деятельности среди своих кругов.В первые два месяца удалось выйти на уровень заработка достаточный, для спокойного продолжения подобной деятельности без опаски остаться ни с чем.

В июле 2014 года появилась возможность заключить договор комиссии с типографией PRINT***. Это стало следующим этапом развития малого предприятия. Так как в районе,в котором я проживаю, нет типографий, мне быстро удалось привлечь клиентов для изготовления рекламной продукции. Прежде всего, это баннеры, штендеры, ролапы и стенды. Несмотря на специфику данного вида бизнеса и отсутствия в команде специалиста данного профиля, взаимодействие с компанией PRINT***удалось наладить только организационными методами. В результате такого сотрудничества удалось увеличить прибыль на 40% и диверсифицировать бизнес. Кроме того, появилась возможность привлекать наёмных сотрудников с небольшой квалификацией, но которые покрывают 90% всех заявок и освобождают время для поиска новых клиентов и направлений развития. В данный момент времени идёт детальная проработка плана сотрудничества с муниципальными организациями, которые, исходя из указаний Главы местной администрации,обязаны довести уровень средней заработной платысвоих сотрудников до уровня средней по промышленности региона.Логика подсказывает, что это в свою очередь непременно повлечёт за собой сокращение технического персонала, в том числеitспециалистов и перевод всех технических услуг на аутсорсинг.

На сегодняшний деньмне удалось собрать команду специалистов, с помощью которых удаётся успешно развивать бизнес. Решение по переориентации направления деятельности организации на услуги аутсорсинга для малого бизнеса дало свой результат. Из перспективного, но убыточного проекта, удалось создать самодостаточную организацию. В настоящее время постоянными клиентами компании являются 5 муниципальных организации и сеть цветочных магазинов. Важно отметить, что существенную часть прибыли составляет сотрудничество с типографией. Таким образом, выбранная стратегия оправдала себя.Анализ рынка показал, что инновационный проект ещё не потерял своей актуальности и, исходя из прогнозов на прибыль, в скором времени планируется привлечение наёмного web-программиста для возобновления работ по доработке существующего инновационного проекта. Считаю, что в условиях современной мировой обстановки полученный мною опыт по выводу из кризиса малого предприятия будет очень ценным и полезным для меня, а также востребованным на рынке.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009