Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Развитие IT-бизнеса в шахматной индустрии



Ткачев Е.И.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Аннотация

Настоящая работа затрагивает вопросы функционирования спортивной организации, чей бюджет формируется в основном из спонсорских денег.
Основным объектом исследования является аудитория. В связи с тем, что формирование бюджета является одной из главных бизнес-проблем, стоит первостепенная задача резкого увеличения потенциальной аудитории.
В работе делается попытка анализа основных тенденций развития web на современном этапе. Данный анализ позволяет наметить перспективные проекты, выполнение которых позволит не только выполнить поставленную задачу, но и создать предпосылки для превращения организации в финансово успешную компанию.

Abstract

The present paper deals with some aspects of functioning of a sports agency, whose budget is mostly made up of sponsors' money donations.
The main object of the study is the audience. Due to the fact that budget formation is one of the most important business problems, an abrupt increase in the potential audience is the most immediate task with which the organization is faced.
In this study, an attempt is made to analyze the current trends in web development. This analysis makes it possible to map some promising projects whose implementation will not only enable the posed task to be performed, but also create the necessary conditions for converting such agency into a financially successful company.

Введение

"Развитие IT-бизнеса в шахматной индустрии" — на первый взгляд непосвященного человека довольно странная тема.

Какое отношение имеет IT к шахматной индустрии?

IT-бизнес в настоящее время в шахматной индустрии занимает одно из ключевых мест.

Связано это прежде всего с тем, что количество зрителей, присутствующих непосредственно на шахматном турнире абсолютно не сравнимо с количеством любителей шахмат во всем мире, наблюдающим за этим же самым событием в Интернете.

По данным Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту эта интеллектуальная игра занимает 8 место в рейтинге 20 самых популярных видов спорта в России.

Крупный шахматный турнир в последнее время во многом носит "виртуальный" характер. Как подготовка, так проведение и освещение подобных турниров, во многом решаются силами IT-службы.

Общее количество шахматистов, имеющих рейтинги, превышает 85 тысяч. Число шахматистов, участвующих в турнирах разного ранга, в которых обсчитывался международный рейтинг, составляет 219 тысяч человек, Официально известно, что любительскими шахматами в России интересуются более десяти миллионов человек, однако эта статистика не учитывает тех, кто играет в шахматы в семейном кругу, что позволяет говорить о 20-30 миллионах любителей. Таким образом, шахматы являются одним из наиболее массовых видов спорта, а потенциальная аудитория просто огромна.

IT-бизнес в шахматной индустрии в настоящее время

Основные направления развития IT-бизнеса в настоящее время:
• Интернет-ресурсы
• Программное обеспечение
• IT-службы федераций и клубов
• IT-обслуживание важнейших мероприятий

Существуют следующие основные варианты информационного освещения мероприятий в Интернете:
• создание и поддержка web-сайта мероприятия
• организация ONLINE-трансляции шахматных партий в Интернете
• оперативное размещение регламентно-отчетных материалов
• оперативное размещение информационных материалов оперативное создание и размещение в Интернете видеоматериалов о турнире

Деятельность РШФ

Основными бизнес-проблемами федерации являются:
• Падение потенциальной аудитории (увеличение возрастного ценза любителей шахмат и уменьшение интереса к этой игре со стороны молодежи)
• Постепенная утрата безоговорочной лидирующей роли в мире (текущие спортивные результаты)
• Потеря взаимодействия между спортом высоких достижений и массовым шахматным движением
• Бюджет федерации (формируется из спонсорских денег)

Ключевой проблемой является бюджет федерации.

Информационная служба — одно из основных подразделений федерации.

Сфера ответственности:

В условиях "виртуальности" информационная служба становится одним из основных подразделений.

Исходя из анализа сферы ответственности прибыльной составляющей является информационное обеспечение турниров.

Основным бизнес-процессом федерации являются "CHESS EVENTS" — шахматных турниров элитного уровня, за которыми наблюдают десятки тысяч интернет-зрителей.

Отдача от рекламной компании при освещении данных турниров должна покрывать расходы на проведение данных турниров, а также на текущую деятельность федерации.

Статистика посещаемости web-сайтов:
• web-сайта турнира top-уровня - около 150 тысяч посетителей в день.
• web-сайта турнира национального уровня - около 60 тысяч посетителей в день.

Статистика посещаемости web-сайта по географическому признаку:
Первую десятку стран по посещаемости составляют:
• Германия
• Норвегия
• США
• Россия
• Франция
• Дания
• Испания
• Великобритания
• Голландия
• Венгрия

То, что Россия занимает в этой десятке только 4-е место с 9% от общей аудитории говорит о том, что задача увеличения международной аудитории должна стать первостепенной задачей.

Прогнозирование численности аудитории в мире:
В первые 3-5 лет — до 5 миллионов человек.
Возраст — от 5 лет до конца жизни.

Анализ современных тенденций развития

Metaverse - вымышленный виртуальный мир, описанный Нилом Стивенсоном (Neal Stephenson) в 1992 г. в научно-фантастическом романе "Snow Crash", в котором люди, подобно аватарам, взаимодействуют друг с другом и программными агентами в трехмерном пространстве, использующем метафоры реального мира. Слово metaverse является составным из двух слов "meta" ("за") и "universe" ("Вселенная")

Основные реализации Metaverse:
• Illuminati Online
• SnowMOO
• Active Worlds
• There
• Second Life
• The Open Source Metaverse Project
• Solipsis
• The Croquet Project
• В 2007 году некоторые компании начали создание социальных сетей, полностью ориентированных на metaverse. Наиболее релевантными являются Koinup, Myrl, AvatarsUnited.
• Google Lively (закрыт)

Различные массовые многопользовательские онлайновые игры иметь сходство с элементами из Metaverse, хотя, как правило, внимание сосредоточено на конкретных игровых целях, а не общении.

Сегментация по возрастным группам.

Проведем анализ сегментации зарегистрированных пользователей виртуальных миров по возрастным группам (по состоянию на 2 квартал 2009 г.):

На данной диаграмме мы видим резкое увеличение в этом году количества зарегистрированных пользователей виртуальных миров, особенно в сегментах:
• "8 — 10 лет".
• "13 — 15 лет".
• "15 — 20 лет".
• "30+ лет".

Проведем анализ сегментации зарегистрированных пользователей виртуальных миров по категориям (по состоянию на 1 квартал 2009 г.):
• социальные сети, обычные игры, разное
• "игрушки" , квесты и "зеркальные миры"
• музыка, стиль жизни и образование
• спорт, ТВ/фильмы/книги и создание контента

На данной диаграмме мы видим, что основное количество зарегистрированных пользователей виртуальных миров в интересующих нас сегментах относится к возрастным категориям "5 — 10", "10 — 20 лет" и "20 — 30 лет".

Количество зарегистрированных пользователей.

Проведем анализ количества зарегистрированных пользователей виртуальных миров по категориям (по состоянию на 2 квартал 2009 г.):

На следующей диаграмме приведен график с указанием кумулятивного количества зарегистрированных пользователей в среднем по возрастам:

Общий объем зарегистрированных пользователей в виртуальных мирах по состоянию на 2 квартал 2009 г. составляет 579 миллионов. Это на 38,6% больше по сравнению с 1 кварталом 2009 г. (417 миллионов).

Приведем верхнюю часть таблицы основных социальных сетей, отсортированную по количеству пользователей.

Название Описание Количество пользователей Регистрация
Facebook Социальная сеть 250 000 000 Открыта для 13+
Windows Live Spaces Блоги (бывшая MSN Spaces) 120 000 000 Открыта
Habbo Социальная сеть для подростков. Свыше 31 "общин" по всему миру. 117 000 000 Открыта для 13+
Friendster Социальная сеть. Популярна в Юго-Восточной Азии, не популярный в западном мире. 90 000 000 Открыта для 16+
hi5 Социальная сеть. Популярна в Индии, Португалии, Монголии, Таиланде, Румынии, Ямайке, Центральной Африке и Латинской Америк. Не популярна в США. 80 000 000 Открыта для 13+
Tagged.com Социальная сеть 70 000 000 Открыта
Orkut Социальная сеть, основанная Google. Популярна в Индии и Бразилии. 67 000 000 Открыта для 18+
Flixster Фильмы. 63 000 000 Открыта для 13+
MyLife Доступ к друзьям и семье (бывшая Reunion.com). 51 000 000 Открыта
Classmates.com Школа, колледж, работа и военные. 50 000 000 Открыт

Профессиональные сервисы (по состоянию на июнь 2007 г.).

На диаграмме мы видим, что сектор B2B в целом и, в частности, сектор профессиональных услуг (включая управленческий консалтинг, аутсорсинг, наем и др.), представляет собой категорию быстрого увеличения metaverse стратегий в общем количестве маркетинговых планов.

На этом графике мы видим, что большинство представленных на нем компаний также имеют свои "представительства" и в Second Life. Основные направления функционирования профессиональных сервисов:
• сотрудничество сотрудников между собой
• виртуальные совещания
• создание прототипов
• подбор кадров
• тренировка сотрудников
• и, конечно, по умолчанию, маркетинг и позиционирование бренда

Создание общероссийского шахматного портала

Первейшим шагом является распространение контента.
На данной диаграмме представлена четкая структура.
Основные идейные блоки контента должны образовать интероперабельную социально-профессиональную сеть.
Разработка и запуск Интернет портала планируется в 5 этапов.

Критерии успешности проекта:
• охват аудитории до 2-3 миллионов человек;
• выход посещаемости шахматного портала на 500 тысяч человек в день.

Open Chess License (OCL)

Одна из проблем заключается в том, что в настоящее время в шахматах отсутствует правовой инструмент, определяющий использование и распространение "шахматного" контента.

Для решения этого вопроса планируется учреждение и распространение Open Chess License (OCL) — Открытой шахматной лицензии.

Лицензия ― это правовой инструмент, определяющий использование и распространение нотаций шахматных партий, защищённых авторским правом.

Лицензия выступает гарантией того, что владелец OCL, которому принадлежат исключительные права на шахматные партии, не подаст в суд на того, кто ими пользуется.

Планируется создание Организации по коллективному управлению правами в области шахмат

«Online chess games management»

Для профессионалов и любителей шахмат одним из ключевых (если не самым ключевым) звеньев подготовки является view, management, editing баз шахматных партий.

Для этого используются профессионально ориентированные программы, в основном, Chessbase (www.chessbase.com).

На начало этого года базы шахматных партии насчитывали около 6 миллионов партий и ежемесячно они пополняются в среднем на 15-25 тысяч партий.

Подготовка шахматиста немыслима без обязательного просмотра и анализа сыгранных за прошедший период партий.

Сами тексты шахматных партий не является предметом авторского права, т.е. на абсолютно законных основаниях могут быть использованы кем-либо.

Суть проекта заключается в создании на основе современных технологий Internet-портала по предоставлению сервисов по chess games management.

Инвестиционная привлекательность:
На 1 июля 2009 г. FIDE зарегистрировано 219 тысяч профессиональных шахматистов (игроков, играющих в профессиональных турнирах), количество любителей шахмат значительно выше. Число "активных" любителей шахмат, постоянно посещающих шахматные сайты и следящих за online-трансляциями – не менее 20 тысяч человек (исходя из статистики).

Ежемесячно каждый шахматист просматривает минимум 15-25 тысяч партий (ежемесячное обновление базы шахматных партий) – т.е. минимум 15-25 тысяч страниц на сайте.

Количество потенциальных зарегистрированных пользователей, умноженное на прогнозируемое число посещений, дает нам потенциально огромное число посещений за выбранный период времени. Всё это делает данный интернет-портал очень привлекательным для потенциальных инвесторов.

Внедрение электронного документооборота

Учитывая специфику работу федерации:
• широкая сеть региональных федераций различного уровня;
• слабо развитая инфраструктура региональных федераций;
• различные места проведения крупнейших соревнований;
• совместная работа с документами из различных мест по всему миру
• необходимость оперативного размещения материалов в Интернете
• etc.
продолжится внедрение системы электронного документооборота на основе служб Google.

Использование данного подхода дает при очень незначительных затратах определенные преимущества, а использование API для систем единого входа позволяет интегрировать данное решение с уже существующими наработками.

Системы дистанционного обучения

В рамках общероссийского шахматного портала планируется создание системы дистанционного обучения.
• дистанционное обучение детей
• дистанционное обучение тренеров
• дистанционное обучение судей

Всеобщая компьютеризация и подключение всех школ России к Интернету позволяет организовать дистанционное обучение на территории всей России.

Использование международного стандарта SCORM — стандарта для электронного обучения через web — позволит в дальнейшем расширить географию дистанционного обучения и на другие страны.

Электронная библиотека

Возникла необходимость в полном переводе всего книжного фонда в формат электронной библиотеки.

Имеющийся у федерации контент является уникальным и представляет интерес для заинтересованной аудитории не только в России, но и по всему миру.

При этом надо заметить, что в последний год наблюдается взрывной рост выпуска и продаж электронных книг — устройств для чтения книг в электронных форматах.

В этом году было выпущено 20 моделей электронных книг, в 2003 – только одна. По итогам 2008 объем продаж этих устройств составил миллион штук, в 2018 году аналитики ожидают, что тираж электронных книг достигнет 77 миллионов.

Создание электронной библиотеки тесно согласуется с необходимостью создания online магазина для их продаж.

Online магазин

Успех открытых в последнее время online магазинов по продаже программного обеспечения и электронных книг:
http://ebookstore.sony.com
http://www.se-store.co.uk
http://www.palmpreapps.org
http://shop.my-symbian.com
http://www.android.com/market
говорит о целесообразности открытия собственного online магазина по продаже электронных книг и журналов, а также специализированного программного обеспечения доставки "шахматного" контента.

Interoperability

Так при работе по консолидации и увеличению российской аудитории можно довольствоваться довольно типовыми решениями, как то построение единого портала, объединяющего все региональные федерации, или внедрение дистанционного обучения, направленного прежде всего на вход в систему школьного образования.

Для резкого увеличения международной аудитории требуется инновационные решения.

Центральная роль в создании подобной социально-профессиональной сети отводится проекту под условным названием "Online chess games management".

По своей инвестиционной привлекательности данный проект потенциально может быть сравним с лидерами российского Интернета.

Online магазин будет ориентирован прежде всего на западную аудиторию.

Выводы

Реализация данных проектов позволит: увеличить потенциальную аудиторию по всему миру, как минимум до 5 миллионов человек.

"Коммерциализация" аудитории и механизмы грамотного управления ею позволят увеличить бюджет федерации и превратить ее в финансово успешную компанию.

Российская шахматная федерация расширит свои возможности по проведению международных турниров высшей категории, а также аудиторию любителей шахмат, восстановит систему взаимодействия спорта «высоких достижений» с массовым шахматным движением.

Список использованных источников

• Аналитические отчеты Zero (Великобритания)
• В.В. Белов, Г.В. Виталиев, Г.М. Денисов "Интеллектуальная собственность"
http://www.tgdaily.com
http://en.wikipedia.org
http://www.chessbase.com
http://lib.adm.gov.ru
http://www.aicc.org
http://www.adlnet.org/index.cfm

Copyright © 2009 Ткачев Е.И.

К оглавлению >>

Выпуск: 
Выпуск №3
Рубрика: 
Бизнес-процессы
Автор: 
Ткачев Е.И.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 9.3 (4 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009