Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Построение корпоративной архитектуры товарной биржи с применением методологии TOGAF

Кахутин П.В.
выпускник группы MBA CIO-26
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Направление исследований, посвященных Корпоративной архитектуре, появилось более двадцати лет назад. Интерес к этому направлению был обусловлен растущей необходимостью решения двух следующих проблем:

  • Возрастающая сложность и стоимость информационных систем;
  • Снижение отдачи от информационных систем в сфере поддержки решения усложняющихся бизнес-задач.

 Осознание того, что развитие бизнеса невозможно без получения максимальной отдачи от информационных технологий, а развитие ИТ-инфраструктуры любой организации невозможно без учета ИТ-специалистами особенностей бизнеса организации, привело к активным исследованиям в данной области. В ходе данных исследований появились на свет и эволюционировали ряд методологий построения корпоративной архитектуры.

Изменялось со временем и содержание самого понятия «Корпоративная архитектура». Сформировавшееся к настоящему времени понимание термина «Корпоративная архитектура» (Enterprise Architecture) включает в себя прежде всего идею тесного и взаимосвязанного развития ИТ-инфраструктуры и бизнес-архитектуры организации. В настоящей работе под термином «Корпоративная архитектура» будет пониматься описание того, как организация выполняет свою работу, используя такие ресурсы, как Люди, Бизнес-процессы, Данные и Технологии.

Товарная биржа является одним из таких видов коммерческих организаций, для которого построение корпоративной архитектуры является очень важной задачей, т.к. бизнес по организации торговли является высокотехнологичным и почти целиком построен на использовании информационных технологий (в частности на использовании Систем электронных торгов).
Целями настоящей работы являются:

  • Обоснование принципиальной применимости методологии TOGAF для построения корпоративной архитектуры товарной биржи;
  • Построение корпоративной архитектуры товарной биржи с применением методологии TOGAF.

Для достижения поставленных целей в работе выполняются следующие задачи:

  • Исследуются существующие подходы к построению корпоративной архитектуры и выявляются их основные особенности.
  • Исследовать особенности бизнеса по организации торговли на товарном рынке (бизнеса товарной биржи).
  • Определяется система критериев для сравнительной оценки пригодности различных методологий построения корпоративной архитектуры для решения этой задачи в отношении товарной биржи.
  • Выполняются действия, предусмотренные выбранной методологией, для получения корпоративной архитектуры товарной биржи.

В настоящее время существует четыре наиболее распространенных подхода к построению корпоративной архитектуры:

  • Структура Захмана (представляет собой таксономию, в которой в виде матрицы представлены основные артефакты, описывающие различные аспекты деятельности организации и формируемые в процессе построения информационной структуры уровня предприятия);
  • Методология TOGAF (The Open Group Architecture Framework; концентрируется на подробном описании процесса построения корпоративной архитектуры, итогом выполнения которого является построенная корпоративная архитектура, содержащая четыре взаимосвязанных архитектуры меньшего масштаба – бизнес-архитектуру, архитектуру приложений, архитектуру данных и технологическую архитектуру);
  • Архитектура федеральной организации (Federal Enterprise Architecture, FEA; является наиболее полной и наиболее сложной для применения методологией, содержащей и таксономию артефактов процесса моделирования корпоративной архитектуры, и описание процесса моделирования, и набор эталонных моделей; разработана и применяется в основном в структурах Правительства США);
  • Методология Gartner (наиболее закрытый из перечисленных подходов; представляет собой не столько методологию, сколько набор практик).

Для выбора методологии, которая наиболее полно подходила бы для моделирования корпоративной архитектуры товарной биржи силами собственных сотрудников, в работе предложен следующий набор критериев:

  • Наличие формального и доступного описания процесса моделирования;
  • Возможность комбинирования с другими существующими методологиями и методами моделирования корпоративной архитектуры;
  • Нейтральность по отношению к поставщикам услуг (консультантам, владеющим данной методологией);
  • Наличие эталонных моделей;
  • Апробированность  методологии в коммерческом секторе.

Исходя из данного набора, наиболее подходящей методологией является методология TOGAF.
Основой методологии TOGAF является Метод разработки корпоративной  архитектуры (Architecture Development Method, ADM), который предполагает циклическое выполнение ряда этапов, на которых деятельность организации подвергается комплексному описанию с различных точек зрения. Итогом применения ADM к деятельности организации является построение желаемого состояния корпоративной архитектуры на нужном уровне детализации, в т.ч.:

  • бизнес-архитектуры;
  • архитектуры приложений;
  • архитектуры данных;
  • технологической архитектуры.
Важной особенностью ADM является гибкость, позволяющая выбирать многие параметры моделирования (детальность, рамки моделируемой деятельности, формат описаний отдельных частей архитектуры), а также использовать имеющиеся наработки и использовать в процессе моделирования любые подходящие для этой цели методики, стандарты и эталонные модели.
Рубрика: 
Бизнес-процессы
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009