Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка системы мониторинга и анализа онлайновых социальных сетей для органов государственной власти

Котляров М.В., к.и.н.
Выпускник группы ИТМ-12
Школа IT-менеджмента РАНXиГС
при Президенте РФ
Администрация Губернатора и
Правительства Новосибирской области
Заместитель начальника
аналитического отдела

Онлайновые социальные сети с каждым годом становятся все более популярными в России. В марте 2014 года ежедневно и несколько раз в неделю социальными сетями пользовались около 45% граждан старше 18 лет, тогда как в августе 2011 года регулярных пользователей социальных сетей в стране было в два раза меньше. Молодежь до 25 лет находится в социальных сетях практически поголовно .

Социальные сети за короткий срок прошли путь от удобных коммуникаторов и файлообменников до социальных медиа, генерирующих и распространяющих уникальный вербальный и визуальный контент. Страницы в социальных сетях имеют большое количество отечественных политиков и общественных деятелей. Целый ряд оппозиционных политиков, по сути, сделали себе имя благодаря публичной активности в Livejournal, Twitter и Facebook. Блоги стали значимым инструментом коммуникации и освещения актуальных событий для политических партий и общественных движений. Социальные сети используются в качестве каналов распространения политической пропаганды и агитации в ходе проведения избирательных кампаний, а также как удобный инструмент организации общественно-политических акций: митингов, пикетов, перформансов. Представители государственных органов неоднократно давали понять, что социальные сети могут угрожать государственной безопасности, так как могут использоваться для влияния на внутреннюю политику страны из-за рубежа. Таким образом, социальные сети в России являются не только многофункциональными веб-сервисами, но и объектами, а также средствами общественно-политического влияния, управления и противоборства.

Стремительный рост популярности онлайновых социальных сетей, увеличение их экономической и общественно-политической роли как на общероссийском, так и региональном уровнях обусловили создание информационных систем, предназначенных для мониторинга и анализа блогосферы. Автоматизированные системы позволяют собирать, хранить и структурировать информацию, публикуемую в социальных сетях практически в онлайн-режиме, что значительно повышает эффективность и объективность мониторинга и анализа контента блогосферы. С учетом возрастающей роли социальных медиа в распространении социально значимой информации и формировании общественного мнения системы мониторинга и анализа блогосферы рассматриваются как перспективный инструмент диагностики настроений социума и выявления информационного взаимодействия между гражданами.

Большинство современных систем мониторинга и анализа социальных сетей, представленных на российском рынке, ориентированы на решение бизнес-задач. Они определяют количество упоминаемости брендов, компаний, продуктов или услуг в социальных сетях, а также выявляют отношение пользователей к ним. Информационных систем, предназначенных непосредственно для органов государственной власти, фактически нет на российском рынке. Все реализованные решения создавались для конкретного заказчика (управления внутренней политики администрации президента и спецслужб) и пока не получили широкого распространения. Это связано как со спецификой задач мониторинга для того или иного субъекта государственного сектора, так и с желанием органов власти полностью контролировать функционирование этих систем и, особенно, хранение собранных ими данных.

Важнейшей целью системы мониторинга и анализа социальных сетей является качественное повышение полноты отслеживания, эффективности анализа, надежности хранения и точности прогнозирования информации социальных сетей в рамках  информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и реализации государственной информационной политики.
Исходя из сформулированной цели, основными задачами сервиса являются:

  • мониторинг социальных сетей по заданным объектам и временным интервалам;
  • сохранение найденных сообщений в базе данных;
  • автоматическое определение тональности сообщений по трем классам: негативный, нейтральный, позитивный;
  • построение диаграмм, отражающих динамику сообщений, их тональность, тематику, а также активность и рейтинг влияния авторов;
  • автоматическое создание отчетов о проведенном мониторинге.

Государственная информационная политика в условия «интернетизации» общественно-политической деятельности
Основными целями информационной политики органов государственной и муниципальной власти в Российской Федерации являются информирование граждан о своей деятельности и организация обратной связи с жителями при помощи средств массовой коммуникации. Органы власти обязаны оперативно реагировать на возникающие информационные угрозы, которые могут породить конфликты, социальное напряжение, сформировать ложное общественное мнение, нанести урон авторитету органов власти.

Политические кризисы в Молдавии, Иране и в целом ряде ближневосточных стран в 2009–2010 гг., а также протестное движение в России зимой 2011 – весной 2012 г. показали, что  социальные сети могут использоваться для мобилизации протестных сил, причем небольшим числом лидеров мнений. Политические кризисы также выявили большую значимость связки социальные медиа – традиционные медиа, благодаря которой в информационном пространстве создается эффект «информационного бумеранга», существенно увеличивающий интенсивность и глубину влияния распространяемой информации на общественные настроения и мнение международного сообщества.

Повышение влиятельности социальных сетей как канала распространения общественно-политической информации и инструмента общественной мобилизации требуют от органов государственной власти организации систематического мониторинга и анализа контента блогосферы при помощи автоматизированных информационных систем.

Обзор систем мониторинга онлайновых социальных сетей

В России создание информационных сервисов по мониторингу блогосферы началось с 2010 года. В настоящее время на рынке представлено более десятка систем (BuzzLook, Brand Analytics, BrandSpotter, YouScan, IQBuzz, Integrum, Kribrum, SemanticForce, Wobot, Медиалогия и другие). Все они позиционируются как инструменты для проведения маркетинговых исследований и вывления репутации персон, организаций и брендов в социальных сетях, однако заметно отличаются друг от друга функциональными возможностями и стоимостью предоставляемых услуг.  Большинство систем представляют собой парсеры, главными функциями которых являются поиск данных по заданным ключевым словам и фиксация доступной информации о распространителях этой информации: их общее количество, активность за определенный период, ники, аватары, пол, возраст, географическая локация, охват аудитории и ее вовлечение.  Незначительная линейка наиболее дорогих систем предлагает функции автоматического анализа текстов сообщений на основе математических алгоритмов. Как правило, анализ включает определение тональности сообщений по трем классам: негативные, позитивные и нейтральные, а также анализ семантического поля сообщений с целью выявления наиболее популярных слов. Ряд сервисов также имеет функцию участия пользователя в обсуждении опубликованного сообщения через интерфейс сервиса.

Опыт эксплуатации ряда представленных на рынке систем показал, что они могут эффективно решать задачи выявления наиболее популярных тем, обсуждаемых в социальных сетях по заданным параметрам, а также отражают подробную информацию о пользователях, что является важным для аналитической работы. Между тем эти системы имеют существенные недостатки. Главный из них – неполнота сбора информации. Заметное количество ценных сообщений сервисы не фиксируют, что связано с системными ограничениями социальных сетей на скачивание информации. Кроме того, сервисы транслируют большое количество информационного «мусора» в выдаче, важная информация теряется в длинной ленте малозначительных сообщений. Адаптация существующих систем под специфические задачи аналитической работы является достаточно длительным и дорогостоящим мероприятием. Этим обусловлена необходимость в разработке специализированной информационной системы для решения задач аналитического обеспечения деятельности органов государственной власти.

Требования к системе
Информационная система мониторинга и анализа социальных сетей должна быть максимально приспособлена к задачам аналитического обеспечения информационной политики определенного органа государственной власти. Специфика этих задач обусловливает требования к взаимодействию пользователя с информационной системой, формированию источниковой базы мониторинга, ретроспективности мониторинга, режиму и функциям анализа данных.

Повышение информационной ценности мониторинга может быть достигнуто путем создания системы нацеленного поиска по профилям лидеров мнений и популярным общественно-политическим площадкам в социальных сетях. В данном случае создание источниковой базы для системы становится одной из ключевых задач, которая может быть решена только путем тщательного экспертного поиска влиятельных и популярных общественно-политических площадок в социальных сетях.

Вместе с этим сервис должен обладать и другими аналитическими функциями: выявлять общее количество сообщений, численность авторов, охват их аудитории, автоматически определять тональность сообщений по трем классам (позитивные, нейтральные, негативные), чтобы сократить затраты времени для анализа характера информационного фона. Для удобства анализа данные по динамике упоминаемости объектов мониторинга, тональности сообщений, информационной активности авторов и определенных социальных сетей должны отображаться в виде статистических диаграмм. Также система должна позволять пользователю отвечать на сообщения и искать в загруженной ленте нужные сообщения по ключевым словам. Выбранные для отчета сообщения должны автоматически загружаться в дайджест в формате Word.

Архитектура системы
Разработанная информационная система имеет следующую архитектуру: узел сбора данных, который включает четыре поисковых робота (для «Вконтакте», Facebook, Twitter, Livejournal), базу данных, которая хранит и структурирует сообщения, модуль тонового анализа сообщений, реализованный на основе метода опортных векторов и так называемого наивного байесовского классификатора. Взаимодейсвтие пользователя с системой осуществляется через специально разработанный интерфейс.

Результаты проекта
Эксплуатация описанной системы в течение одного года показала ее востребованность для информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и реализации государственной информационной политики. Систематический мониторинг социальных сетей позволяет выявлять более широкий срез мнений о работе органов власти, глубже понимать реакцию общественного мнения на актуальные события, определять информационные риски, которые не отражаются в материалах традиционных СМИ, без временных задержек замечать начало организации в социальных сетях общественно-политических акций. Возможности предоставляемые информационно-аналитической системой в конечном итоге позволяют оперативно реагировать на возникающие информационные риски и обеспечивают принятие более выверенных управленческих решений.

Описанный опыт создания информационно-аналитической системы для мониторинга социальных сетей могут использовать органы государственной  и муниципальной власти, а также правоохранительные структуры и спецслужбы. 

Волков Д., Гончаров С.  Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, Интернет // Доклад. Левада-центр. 2014, июнь. С. 13–14.
Рубрика: 
Другое
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009