Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Психологические аспекты управления в IT-подразделении
Чкадуа Л.Ш.
выпускница группы MBA CIO-14
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Введение
Современная эпоха характеризуется не только бурными взлетами и падениями, но и сменой мышления и слома парадигм. Это эпоха ускоряющего прогресса и неизбежных стрессов, эпоха быстрых изменений.
В условиях усиления конкуренции, обостряющей всеобщей глобализацией, внешняя среда бизнеса становится все более изменчивой, быстрой и агрессивной. Для того, чтобы лидировать на рынке, следовать в фарватере новых технологий и бизнес - идей, быстро извлекать выгоду из тех возможностей, которые предоставляют изменения предпочтений клиентов, внешних факторов и конкурентной среды, необходимо своевременно изменяться самим, внедрять инновации и творчески воспринимать перемены. Организации должны идти в ногу с рынком и изменяться от материального и технологического аспектов в сторону учета именно человеческого фактора.
С одной стороны, человеческий фактор- практически самое слабое и ненадежное звено в процессе внедрения организационных инноваций, оказывающее сопротивление переменам, представляющее собой довольно консервативную среду. С другой - ядро кадрового потенциала является двигателем изменений, представляющим собой устойчивое конкурентное преимущество, которое, по сути, недоступно конкурентам, так как в отличие от конкретных технологий, продуктов или услуг вряд ли может быть в достаточной мере сымитировано или скопировано.
Уровень развития информационных технологий, а также степень вовлеченности ИТ в процесс организационных изменений и внедрения инноваций требуют соответствующего уровня подготовки и готовности ИТ-подразделения для выполнения нестандартных по сути функций сопровождения изменений. Так как в последнее время практически всегда организационные изменения так или иначе затрагивают сферу ИТ или напрямую связаны с нею, то на ИТ-подразделения, кроме выполнения основных функций, ложится постоянная нагрузка по подготовке и внедрению изменений. По сути способности сотрудников ИТ-подразделений постоянно востребованы и включены в ядро кадрового потенциала, которое и обеспечивает организации стратегические преимущества на рынке.
Подобное особое положение сотрудников ИТ-подразделений предполагает и особые подходы к управлению. Возрастающая психоэмоциональная нагрузка должна компенсироваться развитой системой мотивации и особым отношение в коллективе. К сожалению, компенсировать эти нагрузки и создать комфортные условия для работы сотрудникам удается не всегда, поэтому нередко незаметные в начале проблемы могут перерасти в патологии. Руководителям ИТ-служб все чаще приходится иметь дело с патологиями, причем характерными практически только для сотрудников этих подразделений.
- Более требовательные покупатели – острая конкуренция в большинстве
областей означает, что покупатели получают лучший сервис, лучшее качество и более широкий круг товаров и услуг. Циклы жизни товаров и услуг сокращаются, и на рынках появляется все больше новых ниш. Чтобы поддерживать конкурентоспособность, организация должна предлагать лучший сервис, качество и быть в состоянии создавать новые рынки или уметь проникать на них.
- Глобализация – конкуренция происходит во всемирном масштабе,
покупатели все чаще могут приобретать любые товары по всему миру. Товары и услуги свободно перемещаются по миру, источники поставок существенно расширились.
- Технология – информационная технология серьезно влияет на то, как
производятся товары и оказываются услуги, как осуществляется управление
внутри организаций и доставка товаров и услуг на рынок.
- Другие, неинформационные, технологии также оказывают глубокое
влияние на продукцию и рынки. В частности, биотехнология позволяет выпускать ранее неизвестные товары и уникальным образом воздействует на рынки.
- Люди все чаще становятся фактором, отличающим товары и услуги
организации в глазах покупателей. Решающее значение приобретает необходимость привлекать, сохранять и стимулировать работников. - Глобализация – конкуренция происходит во всемирном масштабе,
<
- степень общительности - как у всех людей, которые многим интересуются;
- большая мотивированность значимостью своей работы;
- большие сложности в понимании организационных вопросов, таких как обязательный приход на работу в определенное время, ношение пиджаков и галстуков и др.;
- повышенная степень интеллигентности;
- очень большое стремление к обучению и профессиональному росту, но, несмотря на это, меньшая, чем в других профессиях, потребность в карьерном росте;
- повышенная степень беспокойства, нетерпеливости и требовательности по отношению к себе.
- большая мотивированность значимостью своей работы;
- «лень»;
- нетерпение;
- самоуверенность.
- нетерпение;
- Не прерывайте общения, ибо отказ от общения порождает и означает конфликт.
- Не применяйте силу, чтобы выиграть в борьбе с помощью принуждения, угроз, ультиматумов.
Делегирование полномочий
Делегирование полномочий тесно связанно с делегированием, передачей подчиненным функций и определением ответственности.
Вопрос делегирования полномочий возникает не сам по себе, в связи с необходимостью передачи подчиненным дополнительных функций. (В данном случае синонимом слова «функция» является слова «работа»). По мере роста и развития предприятия руководителю приходится делегировать часть работы, функций на нижестоящие уровни. Для того чтобы подчиненные могли эффективно выполнять возложенные на них обязанности им необходимо передать дополнительные полномочии.
Литература
- Thomsett R. Clients and computing professionals: An evolutionary perspective // Professional Computing. Australian Computer Society. - July 1992
Copyright © 2009 Чкадуа Л.Ш.