Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Формирование системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия



Пантелеев Д.А.
выпускник группы MBA CIO-13
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшний день диктует жесткие условия ведения бизнеса. Ни высокая квалификация отдельных сотрудников, ни оснащение самым совершенным оборудованием не являются залогом победы в непрекращающейся конкурентной борьбе. За последние годы роль основополагающего ресурса, вокруг которого должна строиться модель успешно развивающейся компании, все чаще и чаще отводится информации, методам и средствам оперативной обработки данных и принятия на их основе ответственных решений. Однако объемы деловой информации, которая должна быть с максимальной скоростью обработана, также постоянно увеличиваются. Эту задачу уже невозможно решить не только ручным трудом, но и с помощью персональных компьютеров, еще недавно казавшихся универсальным решением всех проблем.

Единственным действенным способом справиться с обработкой растущих объемов данных представляется объединение не связанных друг с другом компьютерных комплексов в информационную систему, охватывающую всю структуру компании. Однако разработка, внедрение и эксплуатация такого решения - непростая задача, требующая больших вложений и привлечения квалифицированных специалистов со стороны, а также дополнительного обучения собственных сотрудников.

В успешно функционирующей компании необходим высококачественный ИТ сервис, который должен обеспечивать требуемые уровни обслуживания ИТ и быстро приспосабливаться к изменениям в бизнесе. В то же время нужно получить максимальную отдачу от ИТ ресурсов для обеспечения возврата инвестиций в ИТ. Чтобы разумно обеспечить эти требования, правильно расставлять приоритеты и сочетать высокий уровень каждодневного ИТ сервиса с работами по поставке ИТ средств, компания нуждается в эффективном управлении активами ИТ.

В настоящей работе подлежат рассмотрению вопросы, касающиеся учета телекоммуникационных ресурсов как части управления ИТ-инфраструктурой. Основная цель работы – показать эффективность внедрения систем учета телекоммуникационных ресурсов.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Необходимость учета телекоммуникационных ресурсов

ИТ система – это дорогостоящий актив, который требует надлежащего управления и контроля, позволяющих повысить эффективность и надежность работы при снижении совокупных затрат. При этом действенная система управления, прежде всего, предполагает наличие полного и всеобъемлющего представления об информационно-технических ресурсах, используемых в компании, и их соответствии текущим потребностям.

Компания, столкнувшаяся с определенными сложностями в области ИТ, не всегда может понять, насколько актуально для нее внедрение тех или иных решений из области управления ИТ-ресурсами.

Как показывает статистика, при отсутствии в компании эффективного управления ИТ порядка 70% ИТ-бюджета тратится на поддержание работоспособности существующей ИТ-инфраструктуры. Соответственно, на развитие тратится менее 30% ИТ-бюджета - что же в этом случае можно сказать об инновациях, развитии технологий, поиске новых конкурентных решений?

1.2 Стандарты управления ИТ

Существует достаточное количество документов, как российских, так и зарубежных, описывающих работу службы ИТ с различных точек зрения.

Большое число стандартов - это одна из особенностей растущего мирового рынка информационных технологий. Чтобы разобраться в том, какую роль играют основные стандарты, необходимо провести их классификацию. В качестве классифицирующего признака можно взять, например, целевое воздействие (требования к персоналу, к оборудованию, к условиям работы и т. д.) или область применения (системы хранения, информационная безопасность и т. д.).

Для рассмотрения подходов к созданию и функционированию информационной системы, включающей в себя не только программно-аппаратные средства, но и персонал, технологии и т. п., можно выделить два стандарта: CobiT и ITIL.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Задание на создание системы управления ИТ-инфраструктурой

Создаваемая система управления должна охватывать следующие уровни ИТ инфраструктуры:

  • Системный уровень (системное ПО). Мониторинг работоспособности различных операционных систем (Windows, Unix, Solaris) посредством единого интерфейса, позволяет упростить, и в тоже время, повысить эффективность работы систем. Сбор данных об ошибках, сбоях и другой системной информации и представление их в виде наглядных графических и табличных форм. Агрегирование и корреляция системных событий и осуществление проактивного управления событиями в системе. Интеграция с СУБД (MS SQL Server, Informix), контроль работы различных баз данных.
  • Прикладной уровень (прикладное ПО). Создание наборов параметров, по которым можно измерить степень работоспособности того или иного ИТ сервиса, предоставляемого пользователю. Измерение уровня загрузки бизнес-процессов, ИТ сервисов, ресурсов ИТ инфраструктуры.

2.2 Задачи системы управления ИТ-инфраструктурой. Цели применения системы управления ИТ-инфраструктурой

Определим параметры оценки достижения целей при внедрении системы управления телекоммуникационными ресурсами:

  1. Повышение надёжности и снижение рисков за счет автоматизации технологических процессов учета оборудования, сетей, каналов и услуг связи.
  2. Сокращение времени предоставления услуг клиентам и повышение качества принятия решений за счет создания единого информационного пространства, обеспечивающего должностных лиц структурных подразделений актуальной и полной информацией в части объектов учета и автоматизируемых бизнес-процессов.
  3. Экономия затрат на персонал в условиях роста объемов сетей.
  4. Ускорение локализации неисправностей (аварий) и сокращения времени на аварийно-восстановительные работы.
  5. Сокращение времени простоя оборудования, снижение количества отказов предоставляемых клиентам услуг.

2.3 Предметная область системы управления и ее информационная модель

Для удобства описания объектов автоматизации общая модель сети связи оператора может быть представлена в виде двух моделей – физической и логической. Вычислительные сети рассматриваются на трех уровнях:
- Инфраструктура и линейно-кабельная канализация
- Оборудование (активное и пассивное) и кабельная сеть
- Каналы и услуги связи

Уровень инфраструктуры и линейно-кабельной канализации (объекты физической модели) включает в себя узлы сети, здания и сооружения, кабельную канализацию и смотровые устройства, опоры воздушных линий связи, кабельные вводы.

2.4 Порядок проектирования системы управления

Трудоемкость построения системы учета ресурсов инфокоммуникационной сети растет вместе с числом типов используемого оборудования. Проекты по реализации систем учета ресурсов сети для крупных операторов длятся в среднем 2-3 года. Бизнес не может стоять на месте, ожидая результатов внедрения. Поэтому важно иметь возможность поэтапного подхода к подобному проекту для получения значимых результатов уже через 3-6 месяцев. Суть предлагаемого подхода - в выстраивании учета оборудования и ресурсов от услуг (сервисов).

На первом этапе проекта, предполагается:

  1. Разработка критерия классификации, структуры и формы визуализации классификатора "продукт-сервис-ресурс", а также наполнение данными разработанного классификатора. Разработка и внедрение автоматизированной системы ведения реестра сервисов:
  2. Разработку и внедрение ИС целесообразно проводить в соответствии с используемой в мировой практике методологией NGOSS (New Generation Operations Systems and Software - методология построения систем и программного обеспечения нового поколения для телекоммуникационных компаний).

2.5 Состав системы управления

Исходя из перечисленных выше функций, система учета должна иметь в своем составе следующие модули:
Модуль «Учет движения оборудования»
Модуль «Базовое описание позиции»
Модуль «Контракты»
Модуль «Работа с картой»
Модуль «Система разграничения доступа»
Модуль «Основные справочники системы»
Модуль «Интеграция с внешней системой NMS »
Модуль «План график регламентных работ»
Модуль «Учет договоров аренды позиций»
Модуль «Учет конфигурации и состава оборудования»
Модуль «Учет проектов»
Модуль «Параметры настройки оборудования»
Модуль «Сбор и анализ статистики»
Модуль «Результаты натурных измерений»
Модуль «Расширенное описание позиций»
Модуль «Ведение договоров подряда»
Модуль «Транспортная сеть»
Модуль «Заявки на расширение региональной транспортной сети»
Модуль «Учет арендованных каналов транспортной сети»
Модуль «Расширенное описание позиций»

2.6 Обзор решений ведущих производителей

По данным аналитических компаний (см., например, Debra Curtis, Will Cappelli, David Williams, Magic Quadrant for IT Event Correlation and Analysis, 2006: Gartner RAS Core Research Note, G00139655), лидерами рынка средств управления приложениями в категории инструментов для автоматизированной обработки событий являются компании Hewlett-Packard, Computer Associates, IBM (которая недавно в дополнение к имевшейся у нее линейке Tivoli, приобрела компанию Micrpomuse — одного из ведущих производителей средств обработки событий) — рисунок 1. Серьезным претендентом на лидерство также является корпорация Microsoft, позиции которой на рынке, скорее всего, возрастут после выпуска в этом году ее новой линейки средств управления ИТ-инфраструктурой.

Рисунок 1. Лидеры рынка средств управления приложениями

Рассмотрим семейства средств управления ИТ-инфраструктурой некоторых из перечисленных компаний.

2.6.1 Computer Associates
2.6.2 Hewlett-Packard
2.6.3 IBM
2.6.4 Microsoft

3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Элементы эффективности системы

На первый взгляд, задача получения своевременной информации о реальном состоянии дел на предприятии – это та цель, которая побуждает любого директора браться за внедрение у себя на предприятии информационных систем. Действительно, первый источник эффективности ИТ-проекта – это различные выгоды от простого наличия необходимой информации, от ее точности и достоверности, от ускорения ее сбора, передачи, поиска. Да, информация необходима для принятия решений, для своевременного формирования внешней отчетности (с чего обычно все и начинается). Без нее бизнес просто «встанет», ошибки в информации чреваты, подчас, потерей рынка, разорением и аналогичными неприятностями разного масштаба.

Эффект от внедрения системы учета заключается в следующем:

  • Снижение риска ошибок.
  • Сокращение времени, затрачиваемого сотрудниками на сбор, обработку, поиск, передачу информации.
  • Снижение рисков из-за своевременного доступа к информации.

3.2 Значение учета ресурсов

Информационные технологии – один из важнейших ресурсов наряду с финансовыми, материальными, кадровыми и прочими ресурсами бизнеса. Объемы ресурсов и качество существенно влияют на конкурентоспособность компании. Эффективность управления определяется возможностью получения синергетического эффекта от их совместного использования.

Сегодня управление ресурсами практически означает управление информацией об этих ресурсах, поэтому эффективность IT во многом определяет качество управления в целом. Современные стандарты бизнеса диктуют необходимость применения IT независимо от того, насколько эффективными они являются для конкретной компании.

Некоторые виды бизнеса прямо базируются на применении IT (разработка ПО, телекоммуникации, интернет-услуги и др.). Для других IT является необходимой инфраструктурной частью, без которой бизнес просто неэффективен. Практически везде IT способствуют быстрому и качественному выполнению основных и вспомогательных процессов производства, управления, учета, анализа и т.п.

Однако важнейшим эффектом можно считать те случаи, когда IT дают новые возможности для бизнеса, в т.ч. предоставление новых видов услуг, повышение эффективности производств и рутинных процессов, получение управленческих эффектов, которые без IT были бы невозможны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в нашей работе была разработана система управления ИТ-инфраструктурой предприятия, которая, позволяет контролировать использование, исправность и производительность основных телекоммуникационных ресурсов.

Необходимо отметить, что в последнее время все более находит применение конвергенция сетей с другими системами предприятия, в том числе управления персоналом, энергосбережением и тому подобное. В свете этого контроль над ресурсами приобретает более значимое влияние на эффективность деятельности предприятия. Кроме того, в условиях мирового финансового кризиса большое значение приобретает возможность правильного использования результатов деятельности системы контроля в целях оптимизации как сетевой инфраструктуры информационной системы, так и других касающихся структур.

Copyright © 2009 Пантелеев Д.А.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, весна 2009
Рубрика: 
Сервис-менеджмент
Автор: 
Пантелеев Д.А.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 7 (3 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009