Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Организация департамента информационных технологий с применением методологии IT4IT
Крымов И.Н.
Выпускник группы MBA CIO-44
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Разработанная стратегия автоматизации в деталях должна отражать стратегию самого предприятия, в том числе направления деятельности, миссию и бизнес-модель. Разработка стратегии ИТ – это нахождение возможных способов использования современных информационных технологий, которые помогут предприятию в достижении поставленных целей. В статье, опубликованной в научном журнале MIS Quarterly, было выделено три принципиально разных подхода к созданию стратегии ИТ для компании:
1) Стратегия ИТ применяется как средство поддержки стратегии бизнеса и реализации новейших возможностей.
2) Стратегия ИТ на базе архитектуры предприятия.
3) Стратегия ИТ в рамках корпоративного управления ИТ.
При этом, все способы разработки ИТ-стратегии таки или иначе учитывают следующие аспекты: согласование возможностей ИТ с целями бизнеса; оценка эффективности (зрелости) развития ИТ на предприятии; разработка архитектуры информационных систем и технологий; управление ИТ, включая модель процессов создания и поддержки ИТ-сервисов (не только за счет собственных ресурсов, но и с использованием любых форм аутсорсинга), организационную структуру ИТ-подразделения, развитие компетенции в ИТ.
При выборе информационной системы необходимо нужды предприятия, сформулированные в терминах, конвертировать в экономические и технические задачи к системе, которые следует сформулировать в подходящих терминах:
· функциональные способности;
· общая стоимость бизнеса;
· перспективы дальнейшего развития, интеграции и поддержки;
· технические параметры.
КогданужнооценитьэффективностьсистемыИТ, топриоритетноруководствостремятсяпросчитатьеевлияниенаростэкономическихпоказателейвсейкомпании.Вцеломотмечаютнесколькоглавныхподходовкоцениваниюэффекта, получаемогопослевнедрениясистемИТ, используемыхидлярасчетавозможногоэффекта, идляоценкиужеполученного:
– Бенчмаркинг, сравнение с лидерами - метод основан на сопоставлении результатов отдельного предприятия с так называемыми «средними» эффектами, которые были получены лидирующими («зрелыми») организациями в подобных отраслях и проектах.
– Сравнение финансовых затрат и выгод.
– Методы на базе показателей для ИТ-систем - сравниваются: качество системы; качество информации; качество сервиса; использование системы; удовлетворенность персонала, использующего систему; общая полезность.
– Система показателей работы компании, свидетельствующие об операционной эффективности. Нили Энди обозначил пять критериев, при помощи которых следует вычислять эффективность операций:
· качество – соответствие спецификациям услуги либо продукта;
· надежность – следует понимать, как возможность выполнять план;
· время или скорость совершения операций;
· адаптивность - возможность быстро перестраиваться под конкретные условия;
· цена.
Многочисленныеисследованияпоказали, чтоприправильномиспользованиикомпьютерныетехнологииспособнызначительноповыситьэффективностьлюбогобизнеса. ИТтрадиционноотносяткрасходнойкатегориибизнеса, поэтомустатьизатратнаинформационныетехнологииконкурируютзаполучениересурсов.
СутьдеятельностиИТ-подразделениязаключаетсявподдержаниижизненногоциклаИТ-услуг. Приэтомпроблемычащевсегомогутвозникатьименноиз-занехваткиресурсов, отсутствияданныхдляпринятиярешений, излишнейформализациибизнес-процессов, недостаточнойавтоматизацииилислабойинтеграциипроцессов. ЧтобысправитьсясвышеперечисленнымипроблемамиИТ-руководители, какправило, стремятсяприводитьИТ-ландшафтсвоейорганизациивсоответствиесобщепринятымистандартамиииспользоватьлучшиепрактикивтечениевсегожизненногоциклаИТ-услуг.
Стандарт IT4IT рекомендует референсную модель, которая позволяет определить и построить целостную картину проблемных областей и предложить комплекс мер по решению острых вопросов. IT4IT предлагает формальную операционную модель для ИТ-деятельности, основанную на подходе цепочек создания ценности, известного как IT Value Chain.
В стандарт референсной архитектуры IT4IT входит описание четырех потоков создания ценности ИТ. Эти потоки составляют ключевые этапы, которые компании могут использовать для управления ИТ-ландшафтом. Приведем описание потоков ценности референсной архитектуры IT4IT:
1) На этапе создания ценности «От стратегии к портфелю (Strategy to Portfolio)» происходит планирование в виде сформированных портфеля предлагаемых услуг, прогноза спроса на ИТ - услуги и потребности в инвестициях.
Поток ценности Стратегия -портфель (S2P):
· формирует пользовательскую стратегию для создания сбалансированного портфеля услуг;
· определяет единые стандарты, корпоративную структуру и портфель услуг;
· оптимизирует качество данных для принятия решений;
· формирует ключевые индикаторы производительности и «дорожные карты» для улучшения бизнес-коммуникации.
2) На этапе создания ценности «От требований к сервису до его развертывания (Requirement to Deploy)» осуществляется проект создания сервиса или его модернизации вследствие детального проектирования, разработки и тестов для его выпуска.
Поток ценности Требования – Развертывание (R2D):
· обеспечивает основу для создания, модификации или поиска услуг;
· поддерживает гибкие и традиционные методики;
· обеспечивает видимость качества, полезности, графика и стоимости поставляемых компанией услуг;
· определяет непрерывную интеграцию и контрольные точки развертывания.
3) На этапе создания ценности «От запроса потребителя до его обслуживания (Request to Fulfill)» потребителям услуг предоставляется подключение услуг в рамках структурированной системы, в том числе: сервис включается в каталог, на портале публикуются данные для пользователей и организуются процессы взаимодействия с ними, анализируются объемы потребления и регулярность выставления счетов. По итогам этапа бизнес готов к тому, чтобы пользоваться новым сервисом и получать выгоду.
Поток ценности Запрос-Выполнение (R2F):
· помогает информационной технологической организации перейти к брокерской модели услуг;
· представляет собой единый каталог с элементами из каталогов множества поставщиков;
· эффективно управляет подписками и полной стоимостью услуг;
· управляет и фиксирует исполнения через множество поставщиков.
4) На этапе создания ценности «От обнаружения сбоя сервиса до его исправления (Detect to Correct)» проводится мониторинг, осуществляются управление и восстановление услуг, которые реализуются и потребляются бизнесом. Задачей данного этапа является то, чтобы новый сервис работал стабильно и в заданном темпе.
Поток ценности Распознавание-Коррекция (D2C):
· объединяет операции ИТ-услуг для повышения эффективности и результатов;
· обеспечивает комплексный обзор, используя общую модель конфигурации;
· определяет проблемы, прежде чем они отразятся на пользователях.
· сокращает MTTR (среднее время восстановления системы).
При разработке проекта внедрения референсной архитектуры IT4IT в департамент информационных технологий компании руководству компании следует, прежде всего, осознаватьпроблемуповышенияэффективностиуправленияИТ.
Внедрение архитектуры предполагаетанализжизненногоцикла ИТ-услуг компании, разработку целевогоИТ-ландшафтаидорожнойкартыперехода. ИТ-сервис и деятельность ИТ-подразделения должны одновременно управляться в нескольких плоскостях: данных, бизнес-процессов, людей и их компетенций, технологий и, наконец, интеграции всех компонентов. Эти пять элементов важны на всех этапах жизненного цикла ИТ-сервиса, для всех частей архитектуры IT4IT.
Как отмечают ИТ-специалисты, первые результаты внедрения IT4IT появляются обычно через 9-12 месяцев, заметный эффект от программы в целом достигается только через 3-5 лет. При этом сроки сильно зависят от зрелости работы с ИТ в бизнесе. Переход к IT4IT по сложности сопоставим с трансформацией корпоративной культуры, но при этом содержит существенный технологический пласт.
Chen D.Q., Mocker M., Preston D.S., Teubner A. Information systems strategy: reconceptualization, measurement, and implication.:– MIS Quarterly.– 2010.– 34(2).– p.233–259.
The IT4IT™ Reference Architecture, Version 2.0.– The Open Group, Apex Plaza, UK, 2015.
Источник: IT4IT - новый стандарт для CIO, электронный ресурс, доступно по адресу: http://www.interface.ru/home.asp?artId=38534
- Войдите на сайт для отправки комментариев