Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка ИТ-стратегии торговой компании с территориально распределенной структурой

Бабенко А.Е.
Выпускник группы MBA CIO-43
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В современном мире постоянно повышается скорость перемен. В настоящее время, в условиях жёсткой конкуренции, выживает такая организация, которая изменяется быстрее остальных. Для чего в таких условиях нужна ИТ-стратегия, как она может помочь, и помогает ли вообще ИТ-службе и самому бизнесу? Существует мнение, что ИТ-стратегия нужна, но наверное в будущем, не в ближайшее время. Когда в таком случае ждать отдачи от её разработки? И вообще, нужно ли её делать?

На самом деле ИТ- стратегия, это то, с чем ИТ- служба организации постоянно сталкивается – это просто определенный набор долгосрочных решений. Если в какой-то области мы не принимаем таких решений, не разрабатываем какую-либо стратегию – значит данные решения фактически кто-то просто принимает за нас.

В том случае, когда ИТ-служба никак не влияет на долгосрочные бизнес-решения, либо не имеет возможности на них повлиять, ИТ-стратегия может дать как минимум понимание тех рисков, которым будет подвержена инфраструктура и программная архитектура организации в долгосрочном периоде.

Целью данной дипломной работы является разработка ИТ-стратегии торговой компании с территориально распределенной структурой.

Компания занимается оптовой торговлей автохимией и автозапчастями, в основном на автомобили иностранного производства. Рынок торговли автозапчастями является высококонкуретным, и большое влияние на него оказывает развитие информационных технологий и в частности сети Интернет. В данный момент рынок переживает кризисные явления, меняется структура потребления, изменяется конъюнктура рынка.

В основе методологии, примененной при разработке ИТ-стратегии, лежат принципы, сформулированные основателем одной из школ стратегического менеджмента Генри Минцбергом. Он отметил, что кроме привычного понимания «стратегия» = «план», существует ещё четыре понимания данного термина:

  • Принципы поведения
  • Перспектива
  • Позиция
  • Набор приёмов
  • И оказалось, что в реальной жизни мы пользуемся всеми данными определениями в зависимости от обстоятельств. Таким образом, можно дать такое определение стратегии: стратегия – это «точка опоры» руководителя при принятии решений в условиях неопределенности.Генри Минцберг первый показал,что реально выполнимые и выполняемые стратегии могут иметь разные «точки опоры».Этот принцип, получил название принципа «5П»:

    Стратегия – это сочетание пяти элементов: долгосрочного плана, перспективы,стратегической позиции, принципов поведения и набора приемов. Каждый изних или их сочетание могут стать основой для стратегии.

    Получается, что несмотря на всю изменчивость рынка, где-то должны быть точки опоры – те есть те решения, которые не обсуждаются. Это утверждение справедливо не только в отношении стратегии бизнеса, но и для любой стратегии вообще, и для ИТ-стратегии в частности.

    В ходе работы над дипломным проектом, удалось построить ИТ-стратегию по модели «Принципы + Приемы», и точкой опоры в изменяющихся условиях является ценность ИТ для бизнеса, а именно:

  • ИТ инструмент повышения оборачиваемости товарных запасов всей сети сбыта (Принципы)
  • Ориентация на покупные решения легкого класса с кастомизацией своими силами, с перечнем конкретных классов и платформ этих приложений (Приемы)
  • В рамках работы был проведен анализ деятельности организации, её структуры, структуры товарного портфеля и сервисов, оказываемых клиентам. Рассмотрен рынок торговли автозапчастями и его тенденции, тенденции развития рынка и отдельно тенденции развития рынка Интернет-продаж.

    С руководителями ключевых бизнес-функций были проведены обсуждения, согласовано их видение будущего компании, используемые и необходимые ИТ-системы, были определены текущие проблемы бизнеса.

    Проведен анализ общей стратегии развития компании, в частности продуктовой стратегии и стратегии развития дистрибуции и системы продаж.

    Была проведена работа по систематизации текущего состояния ИТ– архитектуры приложений и инфраструктуры, а также принципов управления в ИТ-службе.

    Как результат данной дипломной работы руководству организации была представлена перспективная инфраструктура и архитектура приложений, описаны эффекты от использования ИТ в бизнесе, в частности:

  • Сокращение уровня товарных запасов (повышение оборачиваемости)
  • Увеличение оборота за счет расширения ассортимента.
  • Удержание клиента за счет закрытия дыр в ассортименте
  •  Повышение точности прогнозирования спроса
  • Повышение лояльности клиентов за счет оперативной обработки их заявок и предоставления оперативной обратной связи, а также осуществления технической поддержки данного процесса.
  • Сформирован портфель проектов по функциональным направлениям, а именно:

  • Стратегическое управление и процессы управления организацией;
  • Маркетинг и управление брендами;
  • Категорийное управление ассортиментом;
  • Управление логистикой;
  • Управление продажами;
  • Управление персоналом;
  • Управление финансами.
  • По каждому из данных направлений был сформулирована цель необходимых изменений в ИТ, определены системы либо классы систем, требующие изменения либо внедрения, определен перечень ИТ-проектов, которые нужно реализовать для достижения целей компании, и сформирован график реализации данных проектов на 3 года.

    Самое главное, с бизнес-заказчиком достигнуто понимание, что архитектуру и портфель проектов необходимо постоянно корректировать под меняющиеся условия бизнеса, оставляя неизменными принципы и приемы. В рамках дипломной работы была сделана первая итерация данного процесса.

     

    Голосов пока нет
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009