Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Ролевая функциональная модель жизненного цикла АСУ в кризисных и чрезвычайных ситуациях

Разумов Д.А.,
руководитель направления
Российской корпорации средств связи
(в составе ГК «Ростехнологии»),

Алёшин В.Д.,
кандидат технических наук, доцент,
профессор
РАНХиГС при Президенте РФ.

Введение
В первой статье серии публикаций [9] были выявлены фазы жизненного цикла (ЖЦ) АСУ в кризисных и чрезвычайных ситуациях для правообладателя и поставщиков, показаны многообразие, взаимовлияние и зависимости процедур и процессов взаимодействия основных участников реализации задач ЖЦ системы. Обоснована необходимость использования подхода при построении АСУ КЧС, базирующегося на международных и отечественных стандартах и включающего в себя непрерывное взаимодействие этапов ЖЦ.

Далее будет показано, как опираясь на парадигму процессного управления, с помощью моделей SADT, в рамках приведённых стандартов можно рассматривать ЖЦ системы как непрерывный циклический процесс, включающий в себя этапы её перманентного совершенствования, адаптации к меняющимся внешним условиям и требованиям заказчика.

Системный подход к построению больших систем (тем более с участием людей) диктует использование такого инструмента как моделирование, в том числе ролевого функционального и имитационного моделирования. Фактически идет речь о формализации ЖЦ системы, построении модели ЖЦ системы, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Необходима "привязка" задач, которые могли бы эффективно решаться на основе моделирования.

Описание модели
Основные процессы системы могут рассматриваться с точки зрения поддержки стратегического и оперативного уровня управления.
Как было показано в [7]: “Поскольку основные процессы (бизнес-процессы) организации – это организованная деятельность часто больших междисциплинарных коллективов, их можно и нужно рассматривать с позиций кибернетического подхода, используя понятия стратегического и оперативного управления. Исходя из этого, можно заключить, что: Стратегическое управление – это аспект управления, связанный с определением траектории состояний системы. Так как в цикле PDCA осуществляется целеполагание, будем связывать его со стратегическим управлением. Оперативное управление – это аспект управления, связанный с удержанием системы на определенной траектории (определенной на уровне стратегического управления) (регулирование) и будем связывать его с циклом SDCA ”.

Детальное рассмотрение взаимосвязи циклов PDCA и SDCA дано в [7]. Однако, необходимо отметить, что «Первично построение траектории состояний системы – целеполагание и, соответственно, цикл PDCA. Удержание же системы на определенной траектории может быть реализовано посредством цикла SDCA. Значит, цикл PDCA должен быть разорван»[7].

В рассматриваемом случае стратегические задачи лежат в области разработки решений и нормативной базы, обеспечивающей платформу для проектирования и внедрения системы, поддержки её эксплуатации и подготовки необходимых материалов для развития. Таким образом, на стратегическом уровне создаётся и поддерживается базис, обеспечивающий основу для фаз ЖЦ Системы. Из этого следует, что модель управления жизненным циклом (ключевое слово цикл) включает в себя элементы замкнутых обратных связей и обеспечивает непрерывность во времени рассматриваемых процедур.

В таблице 1 представлены каждая из выделенных стадий с точки зрения взаимодействия основных ролевых функций правообладателя и поставщика решения, а также принципиальные цели и результаты каждой из них.

Таблица 1.
Стадии жизненного цикла автоматизированной системы управления в кризисных и чрезвычайных ситуациях

Стадия

Цель

Основные результаты

1

Стадия замысла системы управления (формирования требований к автоматизированной системе).

Определить потребности правообладателя в виде документа «Концепция безопасности»

  • Распоряжения Губернатора
  • Проектная структура
  • Описание объекта
  • Тендерная документация, включая ТЗ на тендер “Концепция безопасности“
  • Объявление тендера
  • Результаты тендера (победитель)
  • Договор на разработку “Концепции безопасности“
  • «Концепция безопасности»

2

Стадия выбора поставщика решения (разработки концепции АСУ КЧС)

Определить «видение» и возможности  построения АС  с т.з. правообладателя в «Концепции АСУ КЧС» (разработка концепции на АС)

  • Тендерная документация (требования к проекту, к разработчику решения), включая ТЗ на тендер «Концепция АСУ КЧС»
  • Объявление тендера
  • Результаты тендера (победитель)
  • Договор с поставщиком решения на разработку АСУ КЧС
  • «Концепция АСУ КЧС»

3

Стадия техническое задание (ТЗ) на АСУ КЧС

Уточнить системные требования и проектные решения в формате ТЗ на АСУ КЧС

  • ТЗ на АСУ КЧС
  • Прототип АС, на основе которого будет создаваться АСУ КЧС
  • Договоры с Поставщиком локализованной версии АС

4

Стадия технорабочего проекта

Разработать рабочую документацию на АСУ КЧС, необходимую для развертывания системы и кастомизация ПО прототипа АС

  • Проектная документация на АС
  • Рабочая документация на АС и ее части
  • Список субподрядчиков
  • Проектно-сметная документация на поставку изделий для комплектования АС
  • Поставщики оборудования и SW
  • ЧТЗ на кастомизацию ПС
  • Методика обучения
  • Методика приёмо-сдаточных испытаний
  • Сводный отчет

5

Стадия ввод в действие
АСУ КЧС

Подготовить объект автоматизации к развертыванию АСУ КЧС у правообладателя, развернуть основные модули системы на объектах заказчика

  • Закупленное и поставленное HW, SW
  • Инсталлированное, кастомизированное ПО
  • Ввод данных
  • Обученный и сертифицированный персонал
  • Тендерная документация на поддержку АС
  • Определение победителя тендера
  • Договоры о поддержке применения АСУ КЧС 1 и 2 уровни ITIL
  • Акт приемке АСУ КЧС в опытную эксплуатацию

6

Стадия опытной эксплуатации АСУ КЧС

Выявить отклонения эксплуатационных характеристик от заявленных параметров. Определить дополнительные требования. Проверить выполнение заявленных функций в рамках решаемых задач разработки (сопровождения).

  • Репортинг: акты и сообщения об ошибках и запросах на изменения (trouble request, change request)
  • Устраненные замечания
  • Акт о приёме АСУ КЧС в постоянную эксплуатацию

7

Стадия применения АСУ КЧС (эксплуатации)

 

 

 

 

 

 

Использование функционала АСУ КЧС для решения целевых задач. Разработка отчета о применении АСУ КЧС и предложений о продолжении эксплуатации/применения АС.

 

  • Отчеты о применении, включая: сообщения об ошибках и запросах на изменения (trouble request, change request)
  • Предложения о продолжении применения АСУ КЧС

 

 

 

8

Стадия поддержки применения АСУ КЧС

Обеспечение непрерывного функционирования системы. Предоставление услуг, поддерживающих ее применение.

  • Запросы на поддержку
  • Отчеты о закрытии запросов на поддержку
  • Отчеты о поддержке применения АСУ КЧС

9

Стадия прекращения использования (применения) и списания АСУ в кризисных и чрезвычайных ситуациях

Утилизация старой версии АСУ КЧС

  • Распоряжение Губернатора
  • Персонал, выполняющий утилизацию
  • Акт об утилизации старой версии АСУ КЧС

 

Как было отмечено в [9]: „На основании современного понимания ЖЦ АС, описываемого в ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288:2005 и опираясь на базовые положения ГОСТов 34, которые для государственных организаций являются основой культуры проектирования, авторы предлагают комплексную модель разработки, эксплуатации и последующего развития системы. При этом видение этих процессов основывается на том, что  устоявшаяся «линейная» модель ГОСТ 34 дополняется идеями непрерывности и постоянного совершенствования (ГОСТ 15288). Это как нельзя лучше соответствует специфике АСУ КЧС, т.к., как уже было отмечено, эта система существует и совершенствуется непрерывно во времени, поэтому стадии её ЖЦ включают элементы замкнутых обратных циклов.“

Модель управления ЖЦ на стратегическом уровне
В [9] были представлены основные участники реализации стадий ЖЦ АСУ КЧС, предлагаемое моделирование ограничивается проблемами ролевого взаимодействия правообладателя и поставщика решения. 

Как было показано, задачи стратегического уровня предполагают создание базовых условий и развитие принципов, необходимых для поддержки фаз ЖЦ.

Цель моделирования. Точка зрения
С точки зрения губернатора целью моделирования является формализовать процесс на стратегическом и оперативном уровне, определить участников процесса, их роли для разработки нормативной базы, на основе которой создаётся кастомизированная версия АС для поддержки управления и действий должностных лиц в кризисных и чрезвычайных ситуациях.


Рис. 2. Модель управления на стратегическом уровне А-0.

Перечень вопросов:

  • На какие стадии разбивается процесс управления в КЧС на стратегическом уровне.
  • Кто является ответственным за выполнение каждой стадии.
  • Какими документами (ограничениями) руководствуются при реализации, поддержке каждого этапа.
  • Какие результаты являются входными и выходными на каждой стадии.

Таблица 2.
Аспекты моделирования. Функции.

Функции

Описание

Принимать решения

Утвердить перечень документов, обеспечивающих нормативно-правовую базу для заключения договоров, разработки модели угроз, концепции безопасности, проектной документации, планов действий в КЧС, методических указаний по организации процессов ликвидации и утилизации АСУ КЧС и т.д. Выпуск приказов и распоряжений, обеспечивающих комплекс мер, направленных на поддержание и координацию управления в КЧС.

Готовить проекты решений и документов

Органы администрации (обычно комиссия при губернаторе по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности – комиссия по ЧС и ПБ) с привлечением внешних специализированных организаций разрабатывают проекты нормативно-распорядительных документов, модели угроз, планов, программ и мероприятий, на основе имеющейся нормативной базы, Законов РФ, ГОСТ, Указов Президента РФ. Т.о. производится как бы кастомизация имеющейся нормативной базы федерального уровня на региональную специфику. Кроме того, осуществляется подготовка тендерной документации для реализации фазы ЖЦ, выявление поставщика решения на основе результатов конкурса.

Управлять стадией ЖЦ

На основе подготовленной нормативно-правовой и договорной базы осуществляется процесс непосредственно реализации фазы ЖЦ. Со стороны администрации (Заказчика) процессом, как правило, управляет назначаемый руководитель проекта, который взаимодействует с представителями генерального подрядчика, готовит соответствующий репортинг для анализа ситуации со стороны администрации. 

 


Рис. 3. Управлять КЧС на стратегическом уровне А0.

 

 

Таблица 3.
Объекты моделирования

Дуга

Объект

Описание

Вход

Информация об объекте

Набор данных о территории, объектах промышленного, социально-общественного, административного назначения, критически важных объектах и др. ,природных, техногенных и других факторах, связанных с этими объектами и территорией, на которой они располагаются.

Ресурсы

Штатные структуры администрации, МВД, МЧС, ФСБ и др., материально-технические ресурсы, денежные средства, выделяемые в рамках программы реализацию ЖЦ

Документы исполнителей

Документы и материалы, разрабатываемые исполнителями (ТЗ, пояснительная записка, Концепция)

Согласованный документ

Документы, согласованные с Заказчиком и утверждённые уполномоченным органом для реализации фазы ЖЦ

Документы исполнителя стадии

Прошедшие процедуру утверждения и согласования принятые актами материалы: ТЗ, Концепция, пояснительная записка, рабочая документация и т.д.

Договоры

Договоры, заключаемые для реализации стадий ЖЦ

Выход

Нормативно-распорядительные документы,

Приказы, распоряжения, на основе которых запускаются тендерные процедуры, утверждаются разработанные подзаконные акты и нормативы.

Концепция безопасности

Разработанные специализированной организацией основные подходы и видение Системы.

Документы исполнителям

Документация для реализации фазы ЖЦ ТЗ на тендер, описание

Договоры

Подписанные договоры для реализации фазы ЖЦ.

Документ на согласование

Разработанный исполнителем документ, представляемый на согласование Заказчику(ТЗ, ПЗ, Концепция, РД и т.д.)

Согласованный документ + пояснительная записка

Документы, прошедшие стадию предварительного согласования с руководителем проекта и отправленные на анализ и утверждение по инстанции (Управление по ГО ЧС и Б).

Письма исполнителям

Документы, регулирующие отношения генерального подрядчика и субподрядчиком: Протоколы, замечания и т.п..

Сводный статус-отчёт

Отчёты генподрядчика перед Заказчиком о ходе выполнения работ, например, о выполнении этапов календарного плана и т.п.

Управление

Законы РФ, Указы Президента, ГОСТы, м/н стандарты

Основополагающие государственные и международные акты, на основе которых осуществляется принятие решений.

Стратегические цели

Показатели эффективности, которые характеризуют достижение определённого уровня безопасности жизни.

Механизм

Губернатор

Первое лицо, несущее ответственность за достижение стратегических целей и выполнение ключевых показателей.

Управление ГОЧС и безопасности

Постоянно действующий орган управления в составе администрации региона, который отвечает за работу по направлениям ГО ЧС и обеспечения безопасности, координирует работу силовых ведомств и органов госвласти в регионе.

Руководитель проекта

Ответственное лицо из состава администрации, назначаемое для управления процессом работ по реализации фаз ЖЦ Системы.

Рабочая группа РП

Рабочая группа из состава представителей Заказчика, занимающаяся реализацией проекта.


Рис. 4. Управлять разработкой ЖЦ КЧС на стратегическом уровне. Разработка Концепции безопасности.

С помощью моделей SADT было показано, что стадии создания системы, изложенные в ГОСТ 34 и дополненные в ИСО/МЭК 15288 определяя последовательно жизненный цикл системы, обеспечивают одновременно непрерывность и цикличность процесса эксплуатации и развития. Это как раз характерно для больших систем, к которым относится система управления в кризисных и чрезвычайных ситуациях, и которые существуют независимо от уровня автоматизации и состояния технической инфраструктуры. Так как безопасность является базовым понятием существования и развития гражданского общества и какого-либо общества вообще. Кроме того, представленная модель даёт обобщённую функционально-ролевую картину основных процессов и фаз разработки АСУ для государственных структур, зоны ответственности которых распространяются на такую специфичную область деятельности, как обеспечение безопасности в самом широком смысле этого слова.

В следующей статье цикла будет показано, как с помощью имитационной модели уточняются оперативные задачи разработки сложной системы (SDCA) на фазе технорабочего проекта, которые, в частности, включают в себя вопросы уточнения и обоснования конфигурационных и, следовательно, финансовых аспектов построения АСУ КЧС. Предлагаемые подходы можно рассматривать как элемент подцикла PDCA, который позволяет предлагать конкретные решения для поддержания системы в требуемом состоянии, т.е. выполнению ею целевых функций в заданных условиях проектирования.

Подходы, связанные с применением имитационных моделей, использующие в качестве постановки задачи изложенный функционально-целевой принцип, позволяют выйти на ряд конкретных количественных и финансовых показателей, определяющих качественную и затратную характеристики внедрения.

Таким образом, пользуясь описанной в [7] концепции, основанной на международных и российских стандартах, можно моделировать процессы фаз ЖЦ АС.

Литература

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288:2005 Системная ин­женерия. Процессы жизненного цикла систем  (ISО/IEC 15288:2002 «System engineering — System life cycle processes»).
  • Толковый словарь по вычислительным системам. – М.: Машиностроение, 1990
  • Липаев В.В. Программная инженерия. Методологические основы. Курс лекций – М.: Теис, 2006
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств.
  • Фокс Дж. Программное обеспечение и его разработка. – М.: Мир, 1985
  • Разумов Д.А., Алёшин В.Д. Имитационное моделирование в жизненном цикле автоматизированных систем управления в кризисных и чрезвычайных ситуациях. Пятая всероссийская научно-практическая конференция по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности – Санкт-Петербург: Труды конференции, 2011.
  • Алёшин В.Д., А. Баскаков, Е. Ёрхов. Обеспечение непрерывности бизнеса – М. Information Management. 02.2013.
  • Алёшин В. Д. Проблемы использования цикла Деминга в международных стандартах. Сборник трудов XVI научно-практической конференции «Инжиниринг предприятий и управление знаниями». М.: 2013.
  • Разумов Д. А., Алёшин В.Д. Модель жизненного цикла АСУ в кризисных и чрезвычайных ситуациях. – М. Information Management.07.2013.

 

Рlan – Do – Check – Act или Plan – Do – Check – Adjust

Standardize – Do – Check – Action

Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009