Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Цифровизация ритейла: технологии и лидерство
Соколова Е.М.
Выпускник группы MBA CIO-59i
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Ритейл в России добился сильного развития за последние пятнадцать лет, уверенно вытеснив розничную торговлю с «блошиных» рынков в современные торговые комплексы, где к услугам розничного покупателя предоставляются качественные товары, надежный гарантийный ремонт, все современные способы оплаты вплоть до банковских услуг кредитования, удобные и нередко бесплатные маршрутки, чтобы добраться из спального района в торговый центр и затем вернуться с покупками домой, просторные, в большинстве случаев также бесплатные, парковки для тех, кто предпочитает посещать торговые центры на собственном автотранспорте. Часть торговых центров предлагает весьма гибкий график покупок, позволяя осуществлять их даже ночью, иногда в круглосуточном режиме. Если покупатель берет относительно крупные партии товаров, то ему могут предоставить режим оптовых закупок. Ряд ритейлиров трансформировал свои торговые центры в торгово-развлекательные центры, где покупатели могут проводить время и совмещать это с покупками необходимых товаров.
За последние пятнадцать лет произошли качественные изменения, связанные с глубоким проникновением и распространением информационных технологий в государстве, в бизнесе и среди населения, поэтому можно сделать вывод, что в России достигнута зрелость по целому ряду важнейших условий, которые могут кардинально повлиять на дальнейшее развитие ритейла и уже начали оказывать свое несомненное влияние.
Действительно, во-первых, умозрительная концепция электронного государства успешно трансформировалась в работающий комплекс электронных услуг для граждан и для бизнеса. Сама среда государства сильно изменилась вследствие массового внедрения информационных технологий.
Во-вторых, население и бизнес вместе довольно глубоко погрузились в среду информационных технологий, предоставляющую всем единое пространство для взаимодействия. Действительно, насыщение электронными гаджетами, соединенными с программными платформами, дают возможность бизнесу доводить до граждан маркетинговую и другую важную для их взаимодействия информацию, гражданам — обнаруживать необходимые им товары, услуги и информацию, и предоставлять удобные способы взаимодействия с бизнесом и государством, государству — дается возможность своевременно получать и обрабатывать важную информацию, чтобы контролировать и направлять взаимодействие бизнеса и граждан.
В-третьих, за прошедшее время были устранены препятствия в виде неготовности чиновников, бизнесменов и граждан к применению современных информационных технологий. Речь идет, прежде всего, о самых базовых навыках применения телефонов, смартфонов, планшетов, ноутбуков, компьютеров, банковских карт и прочих электронных устройств. Затем, что еще важнее, в значительной мере ушел страх перед технологиями, люди увидели и осознали на собственном опыте, что при соблюдении разумных самоограничений, информационные технологии позволяют им погрузиться в очень удобную и при этом относительно безопасную среду. Массовое, практически тотальное, распространение мессенджеров и других средств коммуникации привело к чрезвычайно быстрому распространению любой полезной информации.
В-четвертых, усилия государства по обеспечению реальной действенности ФЗ-152 о персональных данных граждан привело к заметному снижению их опасений и открыло дорогу цифровым технологиям для их распространения на новом уровне.
В-пятых, большие данные из абстрактного понятия превратились в обыденное дело, отметим, что уже несколько лет назад в единой базе данных в России находилось более 172 миллионов паспортов.
В результате можно сделать вывод, что созданы все условия для перехода к стадии цифровизации ритейла.
Цифровизация ритейла предоставляет ему возможность продолжить развитие даже в условиях непрерывно усиливающейся конкуренции и ряда сложностей в разрезе платежеспособности розничных покупателей. Отметим, что тренды глобализации, которые ритейлу крайне затруднительно избегать, просто требуют цифровизации уже не только для обеспечения дальнейшего развития, но и даже с целью элементарного выживания. Также, цифровизация позволяет действовать в тех сферах, где рост происходит при любых экономических условиях. Например:
Действительно, анализ данных 2018 года показал даже некоторое превышение прогноза, а ход продаж в 2019 году еще добавляет оптимизма.
Для успешной цифровизации необходимо, во-первых, выделять и внедрять важные технологии, и, во-вторых, опираясь на возможности, прежде всего, информационных технологий, — уверенно бороться за лидерство. Современная высококонкурентная деловая среда не оставляет шансов на длительное прибыльное выживание и развитие никому, кроме лидеров, поэтому технологии обеспечения лидерства — обязательный элемент цифровизации ритейла в России в настоящее время.
Представленный диплом посвящен теме цифровизации ритейла в России и в нем рассматриваются вопросы необходимых технологий и обеспечения лидерства.
В первой главе рассматривается общая ситуация в ритейле и основное внимание уделяется маркетинговым и PR-технологиям, необходимым для обеспечения развития компании-ритейлера. Эти технологии являются важным элементом обеспечения роста продаж как главного компонента в бизнесе успешного ритейла.
Во второй главе внимание уделено информационным технологиям как надежным основам развития эффективной платформы компании-ритейлера. Эти технологии позволяют обрабатывать большие информационные потоки, сопровождающие движение материальных потоков товаров и услуг ритейлера в условиях постоянного роста розничных продаж и накопления больших данных, которые необходимо правильно хранить и обрабатывать как в интересах бизнеса, так и в обязательном порядке с соблюдением всех многочисленных правил регуляторов. Эти технологии являются важным элементом обеспечения учета издержек как второго главного компонента в бизнесе успешного ритейла, особенно, с учетом возможностей обработки больших данных.
В третьей главе рассматриваются технологии обеспечения лидерства для компании-ритейлера в условиях проведения цифровой трансформации.
В заключении приводятся выводы, направленные на выявление основных технологий, на которых следует сосредоточить внимание при проведении процессов цифровой трансформации компании-ритейлера для обеспечения лидерства на современном высококонкурентном деловом рынке России.
- Войдите на сайт для отправки комментариев