Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Экономическая безопасность, как неотъемлемая часть в договорной работе компании.

Булгаков Д.А.

Выпускник группы MBA CISO-27

Школа IT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

В настоящее время существует огромное количество открытых источников, содержащих информацию, позволяющую комплексно и многоаспектно оценить текущее финансовое и репутационные состояние контрагентов. Информация представлена в виде структурированной базы данных имеющих функциональные инструменты, позволяющие выявить явную и неявную аффилированность юридических и физических лиц, получать аналитические отчеты, проводить сравнения показателей добросовестности.

Выбор программного продукта зависит от целей и задач компании в рамках исполнения процессов управления договорами, а также управления закупками.

Компания, исходя из установленных целей, должна разработать и задокументировать процессы управления договорами и управления закупками, разработать собственную методику проверки контрагентов, управления экономическими рисками с учетом требований законодательства Российской Федерации, рекомендаций Минфин, ФНС и арбитражных судов.

Целью аттестационной работы является разработка моделей процессов управления договорами и закупками, разработка методики проверки контрагентов, управления экономическими рисками применительно к деятельности сервисной компании, представляющей услуги по созданию, эксплуатации, сопровождению и техобслуживанию информационных систем, автоматизированных систем управления технологическими процессами, контрольно-измерительных приборов и автоматики, инфраструктуры информационно-технологических сервисов, информационно-аналитическому обеспечению, разработке, производству и сопровождению средств защиты конфиденциальной информации.

Проверка контрагента до заключения договора позволяет оценить его добросовестность, оценить экономические риски, возникающие по причине неисполнения им договора, планируемого к заключению, а так же разработать предупреждающие мероприятия по их снижению.

По статистическим данным около 95 % процентов владельцев бизнеса сталкиваются с проблемой невыполнения обязательств контрагентами. Их недобросовестность приводит к финансовым потерям, утрате деловой репутации. Во избежание подобных ситуаций перед заключением договоров проверяйте надёжность контрагентов. Существует следующий ряд причин, обосновывающих необходимость разработки и внедрения внутренней методики проверки контрагентов:

  1. обеспечить наличие доказательной базы, проявления должной осмотрительности компанией при выборе контрагента, в случае отказа налоговым органом и судом в вычетах НДС и снятия расходов;
  2. снизить риск возникновения просроченных долговых обязательств;
  3. уменьшить вероятность подписания договоров с недобросовестными бизнес-партнерами, аферистами, «компаниями-однодневками»;
  4. сократить число отказов налоговых органов по поводу возмещения налога на добавленную стоимость (НДС);
  5. исключить встречные налоговые проверки, которые инициировались работниками ФНС из-за неблагонадежных контрагентов;
  6. улучшить статус и имидж организации. Как правило, компании, ответственно подходящие к обеспечению экономической безопасности, не интересны мошенникам;
  7. оптимизировать затраты за счет улучшения трудовой дисциплины среди работников компании. Персоналу, злоупотребляющему своим должностным положением для личного обогащения путем заключения сделки с аффилированными фирмами, участвовать в системе, которая подразумевает получение откатов, становится в разы тяжелее, а зачастую невозможным;
  8. повысить защищенность от угроз, которые исходят изнутри. Например, со стороны работников, которые способны выстраивать в своей деятельности коррупционные схемы;
  9. защитить компанию от внешних угроз, в частности от сотрудничества с сомнительными фирмами, мошенниками и пр.

Разработка методики проверки контрагентов осуществлена с использованием информационных ресурсов, являющихся авторитетными информационно-аналитическими источниками данных о физических и юридических лиц: СПАРК, Прима-Информ, Интегрум, Контур.Фокус, Кронос-Информ, Seldon.Basis, Картотека, Casebook, Глобас, Репутация.

В поисках информации о контрагенте возможно использовать неофициальные источники, например:

  1. социальные сети;
  2. СМИ;
  3. профессиональные рейтинги;
  4. деловые, бизнес-форумы;
  5. сайты вакансий.

На указанных интернет-ресурсах, как правило, публикуются отзывы пользователей, которые помогут максимально объективно оценить потенциального контрагента. Полезной может оказаться информация о собственниках и работниках руководящего звена будущих контрагентов.

На основании собранной информации проводится тщательный анализ. В результате принимается решение о возможности взаимодействия с контрагентом либо невозможности по причине повышенного уровня экономических рисков. Также, собранная информация может понадобиться и в процессе сотрудничества, если договор будет подписан с контрагентом.

Таким образом, в результате разработки моделей процессов управления договорами и закупками, разработки методики проверки контрагентов, управления экономическими рисками применительно к сервисной организации, позволило снизить налоговые и судебные риски примерно на 40 % и ускорить проверку контрагента в 2,5 раза.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009