Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Виртуальные операторы связи как инструмент роста телекоммуникационного оператора в условиях насыщения рынка.
Литвинов А.В.
Выпускник группы MBA CIO-54
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Мобильная связь и мобильные коммуникации в наше время являются неотъемлемой частью успешного бизнеса и одним из основных каналов взаимодействия с потребителем услуг независимо от области потребления продукта и места потребления.
Первое коммерческое использование мобильной связи в Российской Федерации как услуги для гражданского населения началось 09 сентября 1991 года в СанктПетербурге, когда оператором «Дельта-Телеком» была запущена первая в СССР сеть подвижной связи стандарта NMT-450.
С момента этого события прошло почти тридцать лет. За это время в Российской Федерации произошли революционные изменения в области подвижной связи, сменились стандарты связи, требования к качеству связи, произошли серьезные изменение законодательной базы и регуляторных требований. Кроме этого, произошли изменения и в структуре самого рынка потребления продуктов мобильной связи.
Большинство региональных операторов мобильной связи в процессе развития рынка были поглощены более крупными участниками в том числе и международными телекоммуникационными консорциумами. Данные процессы слияния и поглощения имели в своей основе два основных фактора:
- Ограниченность свободного частотного диапазона для создания эффективных сетей подвижной связи и как следствие высокие стоимости лицензий, что существенно влияло на развитие независимых игроков рынка и позволяло более крупным игрокам производить процессы слияния и поглощения региональных операторов.
- Необходимость в больших капитальных затратах на строительство сетей связей и их обновление в рамках эволюционного развития стандартов GSM/UMTS, а также для увеличения покрытия и пропускной способности сетей.
Переход компаний, представляющих различные сегменты рынка к цифровой экономике, использование подходов digital-маркетинга и продаж, а также переход к цифровому взаимодействию с клиентом дал дополнительный рост использования мобильной услуги передачи данных в различных областях.
Существенное увеличение потребления услуг передачи данных как следствие требует от поставщиков услуг постоянные инвестиции в увеличение покрытия, пропускных мощностей сетей.
В данный момент проникновение рынка мобильной связи в Российской Федерации 180%. Рынок между собой разделила большая четвёрка операторов: Вымпелком Билайн, МТС, Мегафон и Tele2.
В процессе развития мирового рынка мобильной связи и конкурентная среда привели к появлению виртуальных операторов мобильной связи (далее MVNO).
Наиболее известные проекты MVNO:
Основная бизнес-идея данного подхода состоит в переиспользовании опорной и радиосети существующего мобильного оператора (далее MNO) для предоставления услуг мобильной связи. Как следствие MVNO нет необходимости в получении лицензий на частоты и существенные инвестиции в строительства собственной радиосети. В свою очередь для MNO в очень конкурентной среде появление MVNO на собственной сети позволяет косвенно привлекать новых абонентов, разделять затраты на развитие сети с MVNO и быть более эффективным игроком. А при наличии услуги переносимости мобильного номера (MNP-mobile number portability) данный подход становится еще более эффективным.
На сегодня в России абоненты MVNO составляют всего 3% от общего числа абонентов мобильной связи, так как в США 13%, Германии 37%, Великобритании 16%, Европейском союзе 12%. Сегодняшние тенденции и реализованные проекты в области MVNO говорят о прогнозе роста абонентской базы виртуальных операторов связи Российской Федерации до 20 – 30 миллионов пользователей, в настоящее время количество клиентов MVNO ~ 7 млн. абонентов.
Созданная за последние годы законодательная база и регуляторные требования к виртуальным операторам связи в Российской Федерации позволили многим компаниям не являющимися игроками телекоммуникационного рынка расширить свой продуктовый портфель за счёт развития продукта мобильной связи в рамках собственной экосистемы и брэнда.
В данной аттестационной работе будут рассмотрены: создание виртуального оператора связи, финансовое планирование, технические подходы к реализации MVNO основанные на реальном опыте запуска виртуальных операторов связи на территории Российской Федерации.
Аттестационная работа будет разделена на следующие главы:
- В первой главе будут рассмотрены предпосылки появления MVNO в Российской Федерации, рассмотрен международный рынок виртуальных операторов, приведены примеры “success stories” и лучшего опыта реализации MVNO проектов.
- Во второй главе будет рассмотрены аспекты лицензирования оказания услуг связи по бизнес-модели виртуального мобильного оператора, проанализированы подходы к технической реализации MVNO и вопросы реализации требований систем оперативно розыскных мероприятий – СОРМ.
- В третьей главе будет предложена концепция подбора персонала и необходимой экспертизы членов команды для реализации проекта, успешного старта коммерческих операций и дальнейшему развитию виртуального оператора.
- В заключительной главе будет приведен бизнес-кейс и бюджет проекта, планграфик реализации и коммерческого запуска операций MVNO.
- Войдите на сайт для отправки комментариев