Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Проект создания объединенного процесса планирования и разработки изделия для производственной компании

Макаров А. А.
выпускник группы MBA CIO-28b
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Сегодня практически все промышленные компании заинтересованы в улучшении бизнес-процессов и повышении уровня их стандартизации. Эта потребность является основным стимулом улучшения операционной эффективности компании, внутренней и внешней совместной работы, а также обеспечения необходимого качества продукта. Одним из инструментов является методология ворот качества.
Компании начинают внедрять методологию ворот качества, когда:

Продукты являются инновационными и сложными с технической точки зрения;

  • В процесс вовлекается много поставщиков и участвует множество подразделений компании;
  • Требуется большой объем инвестиций;
  • Необходимо удовлетворить большое количество различных требований (требования клиентов, проектирования, производства, продаж и послепродажного обслуживания);
  • На рынке существует сильная конкуренция и необходимо обеспечить как можно более короткий период времени от начала разработки продукта до запуска его на рынок.

В течение последних 5-10 лет большинство автомобилестроительных компаний в мире стали применять методологию ворот качества в ходе процесса разработки нового продукта, а также соответствующим образом изменили свою организационную структуру.

В статье рассматривается проект по созданию системы планирования и разработки нового продукта на основе методологии ворот качества для крупной российской автомобилестроительной компании.

В ходе обследования предприятий компании были выявлены следующие основные проблемы:

  • Отсутствует четкое определение компетенций и зон ответственности на различных уровнях организации;
  • Процесс разработки новых продуктов акцентирован на выпуске опытных образцов;
  • Отсутствует постоянная совместная работа департаментов и специалистов в рамках цикла разработки новых продуктов;
  • Отсутствует правильное распределение и контроль расходов, идущих на разработку новых продуктов и реализацию проектов;
  • Отсутствие средств контроля за ходом реализации проектов.

В итоге:

  • Невозможность производить продукты, востребованные на рынке;
  • Слишком длительные сроки разработки и выпуска новых продуктов на рынок как причина неконкурентоспособности;
  • Недостаточно высокий уровень качества продуктов.

Основное заключение, сделанное после оценки предприятий: для того чтобы быть конкурентоспособной компания должна иметь конкуренто­способные продукты и систему их регулярного воспроизводства.

Новая система проектирования, основанная на принципах проектного управления, позволит решить эти проблемы и обеспечит структурированный подход к процессу разработки нового продукта в соответствии со стратегией и лучшими практиками.

Будущий процесс планирования и разработки нового продукта включает в себя 12 контрольных точек (так называемых ворот качества). Ворота находятся в начале и в конце основных этапов процесса разработки продукта начиная со инициации проекта и заканчивая началом производства и запуском продукта на рынок.

Выпуск концепции продукта (ворота качества 9) является результатом этапа планирования, а также служит основанием для принятия решения в отношении начала процесса разработки нового продукта. Три основных этапа производства прототипов охватывают ворота качества 7, 5 и 3 на этапе разработки продукта. Дополнительные ворота качества присутствуют для обеспечения большей прозрачности всего процесса разработки нового продукта и снижения рисков.

В рамках всего предприятия для всех ворот качества были определены и согласованы роли, представляющие все функции, участвующие в разработке продукта, ответственные за выполнение задач и достижение поставленных целей. Созданные новые роли: менеджер портфеля, интегратор требований и менеджер по управлению изменениями, данными и конфигурациями – позволят эффективнее выполнять планирование и создадут новые компетенции в стратегических областях.

Подробные и измеряемые задачи в процессе разработки продукта присваиваются как воротам качества, так и функциональной роли (владельцу задачи), что в итоге представляет собой матрицу ВК и задач (см. рисунок 1).


Рисунок 1 – Матрица ворот качества и задач

Все задачи по разработке для существующих ролей и ворот качества были определены и согласованы. Они четко описаны в установленной форме, содержат подробную информацию по всем работам и ссылаются на процессы, практики и методы.

Задачи по разработке состоят из 5 основных элементов:

  • Поставщик (от кого поступает информация);
  • Входящая информация;
  • Задачи (описание необходимых действий для достижения цели)
  • Цель разработки, итог;
  • Клиент (потребители информации).

Задачи по разработке должны включаться в управление и контроль проекта, в т.ч. управление рисками и проблемами. Бизнес решения принимаются при прохождении ворот качества на основании текущего уровня выполнения задач по разработке.

Особое внимание в процессе уделяется этапу планирования продукта. Планирование продукта – это проведение работ с целью создания набора эволюционирующих документов, описывающий Продукт и его производство. Все документы консолидируются и являются главами одной книги (Концепции продукта) которые отражают требования, определяемые на этапе планирования нового продукта и что должно быть представлено и окончательно подготовлено в конце процесса разработки нового продукта.

Концепция продукта является отчетным материалом этапа планирования продукта и связующим звеном между этапом стратегического планирования и процессом разработки нового продукта. (См. рисунок 2).


Рисунок 2 – Концепция продукта в процессе разработки

Целью разработки Концепции продукта является детализирование описания продукта и демонстрация убедительного обоснования идеи продукта.

Концепция продукта содержит описание продукта, включающее в себя внешние потребности (потребности рынка, клиентов, конкурентный анализ) и внутренние возможности (технология продукта и производства, ресурсы, навыки, инвестиционный бюджет).

Жизненный цикл концепции продукта не заканчивается на ВК 9. Концепция продукта является основной входящей информацией для процесса разработки нового продукта. При значительном изменении ситуации на рынке концепция продукта может быть уточнена.

Процесс планирования и разработки нового продукта должен быть ориентирован на рынок и стратегию компании.

Принципы процесса планирования и разработки продукта:

  • Концепция продукта и процесс его разработки, ориентированные на клиента.
  • Проект, ориентированный на портфель продуктов.
  • Последовательное управление проектом в соответствии с определенными ранее контрольными точками.
  • Раздельный процесс разработки новых технологий.
  • Последовательно разрабатываемый и основной документ, описывающий продукт (концепция продукта → полное описание продукта).
  • Максимальная преемственность организационной структуры в течение всего процесса.

Внедрения системы планирования и разработки нового продукта в компании потребует поддержки и участия высшего руководства компании, тщательной координации и контроля со стороны менеджмента, а также обучения персонала.

Преимущества нового процесса:

  • Стандартизированный процесс для всех предприятий компании;
  • Четко прописанные роли и ответственности;
  • Интегрированная разработка с вовлечением технических и не технических функций;
  • Общая методология управления программами разработки для всех продуктов;
  • Повышение операционной эффективности, сокращение перепроектирования и неудачных проектов.

Организационные преимущества:

  • Использование интегрированной разработки продукта;
  • Сокращение избыточных или перекрывающихся функций разработки;
  • Гибкое и эффективное управление разработкой с лучшим использованием ресурсов;
  • Создание и развитие ключевых компетенций, в стратегически целесообразных областях;
  • Улучшение взаимодействия, как внутреннего, так и внешнего с партнерами и поставщиками.

Разработанная система планирования и разработки продукта и позволит автомобилестроительной компании эффективно планировать и реализовывать проекты по разработке новых продуктов. Компания сможет снизить финансовые риски в разработке новых продуктов, сократить период их разработки, создавать востребованные на рынке и конкурентоспособные продукты.

Список используемой литературы

1)  Зильберман М. Консалтинг: методы и технологии Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.
2) Попов Ю. И., Яковенко О.В. Управление проектами. М.: Инфра-М, 2008. - 208 с.
3)  Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. – М., Финансы и статистика, 1997.
4)  Дж. Харрингтон, К. С. Эсселинг, Х. Ван Нимвеген. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. – Спб.: Азбука,  2002.

Рубрика: 
Бизнес-процессы
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5.3 (4 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009