Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Управление информацией в системе отчетности как инструмент повышения эффективности работы коммерческого блока
Осипенко Сергей Сергеевич
Выпускник группы ITM-10
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Ведущий специалист отдела оперативного планирования
департамента по работе с корпоративным сегментом
ОАО «Ростелеком»
Роль и важность знаний и информации постоянно усиливается. Способствует этому, в том числе процесс информатизации общества. Информатизация начинает интегрировать социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы общественного развития. Отныне все, что связано с рождением и распространением новой информации, образует в экономике стран и мирового хозяйства масштабный сегмент сервисно-информационного производства. Благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти.
Организации, которые учитывают полный спектр вопросов управления информацией, в своей стратегии могут опережать неподготовленных конкурентов по финансовым показателям. Активное инвестирование в инфраструктуру сервиса обуславливается ускорением темпов научно-технического прогресса и в целом углублением конкуренции.
При этом важно учитывать, что большинство исследований сосредоточены на вопросе возможностей обработки и хранения больших объемов информации. Огромные массивы данных собраны и хранятся. Теперь это часть каждого сектора и функция мировой экономике.
В меньшей степени изучена проблема, которая заключается в том, что не достаточно хранить информацию. Ее необходимо эффективно использовать, в том числе и в коммерческих целях. Эффективно на всех уровнях принятия решения: от топ-менеджмента компании до рядового специалиста. При этом необходимо учесть различные факторы, влияющие на «коэффициент полезного действия». Это может быть уровень образования, квалификация, степень детализации данных. От качества реализации и эффективности использования информационной системы далеко не в последнюю очередь зависит результат.
Доступная бизнес-аналитика
«Существует ли бизнес-аналитика «для всех»?» Любой поставщик систем BI скажет «Да» и приведет много достоинств именно своей системы. Но, в большинстве случаев они обладают существенным недостатком – недостаточно оперативно учитывают изменения, происходящие на таком рынке, как телекоммуникационный. Возникает постоянная необходимость в настройке и наладке систем со стороны специалистов IT-служб компании, сторонних поставщиков. Это в свою очередь порождает сильную зависимость и увеличение сроков принятия решений. Это серьезный фактор ограничения на высоко-динамичном рынке.
Конечно в процессе использования поставщики и руководители служб улучшают функционал систем и разрабатывают новые инструменты, но их внедрение и применение опять же сталкивается с различного рода проблемами и существенными затратами как в части трудовых так и финансовых расходов. Зачастую внедрение BI систем проходит неэффективно и не отвечает первоначально поставленным целям.
Причина в большей степени связана с проблемами самих профессиональных систем BI – в них штатно предусмотрены не все отчеты, необходимые руководителям, не заложен достаточный набор функциональных модулей, необходимый в работе. В связи с этим специалисты строят в Excel произвольные отчеты, которые приводят к беспорядку, возникающему из-за накопления различных файлов, созданных разными пользователями по состоянию на разные даты. В отчетах, которые появляются в результате подобной «самодеятельности», часто используются устаревшие или ошибочные данные. При этом отчеты нередко распространяются в рамках компании и на них полагаются без проверки. Что еще хуже, сделанные в Excel таблицы, в большинстве случаев строятся с помощью формул и ссылок на другие данные в книге, соответственно повышается риск распространить коммерческую информацию. Для снижения таких рисков необходимо применять определенные технологии.
К примеру, шаблоны и отчеты (их актуальные версии) можно сохранять на портале SharePoint, где их могут просматривать другие пользователи. Шаблоны, в свою очередь, ссылаются на данные в корпоративной БД. В некоторых случаях это позволит обновлять файлы по мере изменения данных.
Мероприятия по повышению эффективности системы отчетности на примере телекоммуникационной компании
Высокая конкуренция на рынке услуг связи приводит к постоянным и активным изменениям в коммерческом блоке. Это в свою очередь накладывает высокие требования ко всем элементам системы, в частности к оперативному мониторингу процессов, особенно, если учитывая универсальность оператора и огромный спектр услуг. Одно из важных ограничений в решении поставленной задачи – это наличие множества информационных систем, которые применяются. Они имеют много достоинств. Но, в большинстве случаев обладают и существенными недостатками:
- низкая оперативность и гибкость с учетом специфики рынка и скорости запуска новых телеком услуг. Результат – сильная зависимость и увеличение сроков принятия решений;
- различная степень интеграции ИС между собой. Результат – большое кол-во источников данных, сложности в анализе и наложении, увеличение трудозатрат.
Отдельно стоит отметить вопросы отчетности. Одновременная работа многих ИС создает фрагментарность систем, проблемы в интеграции и сложности в реализации. Ко всему прочему с разной степенью точности поддерживаются аналитики и отчетности, даже не смотря на наличие централизованной системы высокого уровня на платформе Oracle.
В вопросах работы с отчетностью в различных информационных системах решение возможно в интеграции данных разных источников и построении сводных показателей эффективности работы коммерческого блока. Решение задачи, в виду наличия многих условий и сложных специфических подходов в работе клиентами по большому спектру услуг, сформулировано и организовано коммерческой службой при технической поддержке IT служб.
В рамках повышения эффективности бизнес-аналитики компании выдвинуты инициативы:
- создание единого центра сбора данных из различных информационных систем и внутренних отчетов. Автоматизация консолидации и анализа с применением технологий PowerPivot для MS Excel;
- использование больших наборов данных для повышения коммерческой эффективности с применением технологий Data Mining;
- создание унифицированного интерфейса доступа к полученным данным для аналитиков Компании за счет внедрения портала на платформе SharePoint и создания панелей мониторинга KPI.
Сбор данных с применением технологий PowerPivot
В качестве решения предлагается проводить «локальную» интеграцию существующих отчетов различных информационных систем в рамках отдела планирования коммерческого блока. В целях – «не плодить» новые информационные системы – в качестве решения выступит технология обработки данных с помощью модуля PowerPivot для MS Excel. Модуль представляет собой надстройку, которая распространяется бесплатно разработчиками SQL Server Analysis Services компании Microsoft. Этот превосходный инструмент для бизнеса позволяет воплотить мечту в реальность – с его помощью можно выполнять исчерпывающий анализ огромных массивов данных в офисной среде Excel.
Главные преимущества PowerPivot:
- Возможность обработки огромных массивов данных, исчисляемых десятками и сотнями миллионов строк. Нет ограничения в 1 048 576 строк, которое присуще Excel;
- Создание сводных таблиц на основе нескольких исходных таблиц без использования ресурсозатратных функций, таких как ВПР;
3. Выборка данных из различных источников. Надстройка позволяет импортировать и обновлять данные из Acces, RSS, SQL Server, Oracle, Excel и других форматов; - Доступ к наборам данных. Возможность создания ассиметричных отчетов при работе со сводными таблицами OLAP;
- Простой и знакомый интерфейс, выполнение расчетов. При разработке надстройки компанией Microsoft внедрен новый язык вычислений формул Data Analysis Expressions (DAX). Язык включает 117 функций расширяющих аналитические возможности системы.
В результате. Возьмем действующие промышленные аналитические системы, информация в которых сформирована на основе хранилища данных. Схематично задача подключения данных выглядит следующим образом:
Меняем процесс на более оптимальный. Для снижения сроков внедрения предварительно настроенных отчетов и для решения задачи сопоставления данных с данными из других источников, которые не подключены к действующим аналитическим системам используем PowerPivot. Модель схематично изображена на следующем рисунке.
В приложение можно импортировать данные из произвольных источников, создать связи между колонками загруженных таблиц, создать дополнительные расчетные колонки. Таким образом, в PowerPivot создается требуемая модель предметной области. В дальнейшем предусмотрена интеграция на платформе SharePoint.
Анализ больших объемов данных с применением Data Mining
Технологии глубокого интеллектуального анализа данных Data Mining – это набор методов обнаружения ранее неизвестных и практически полезных знаний, необходимых для принятия решения. Основу составляют различные методы классификации, моделирования и прогнозирования.
Применение технологии при анализе действующей клиентской базы позволяет увеличить продажи и расширить отношения. В качестве решения рекомендована надстройка SQL Server для Excel.
Внедрение портала на платформе SharePoint и создание панелей мониторинга KPI
Для оптимизации доставки и создания единого центра данных, так называемой «единой версии правды» предложено сознание внутреннего корпоративного портала структурного подразделения на платформе Share Point. Следует отметить следующие основные преимущества:
- Создание Интернет-страниц и публикацию информации;
- Инструменты для совместной работы и платформа для ее управления;
- Управление контентом – максимально гибкие инструменты для настройки правил использования информацией, сортировки, политики хранения;
- Работа в знакомой среде Microsoft Office с возможностью глубокой интеграции;
- Создание бизнес-аналитики и доступ к информации в базах данных.
Результат
Предложенные инициативы позволяют «быстро» и без значительных затрат повысить эффективность использования данных. Управление информацией с помощью PowerPivot, ее глубокий анализ с применением Data Mining и совместная работа на платформе SharePoint позволяет значительно повысить «коэффициент полезного действия». Схематично система отчетности
В результате – исключается дублирующийся функционал с достижением экономии ресурсов и повышением доходов от новых продаж. В работе показана принципиальная возможность интеграции различных ИС «на лету». Это огромное конкурентное преимущество, особенно на таком сложном рынке, как телекоммуникационный.
Список литературы
- Портал технического центра MSDN по разработке, Microsoft, 2012
- Билл Джелен, Майкл Александер «Сводные таблицы в Microsoft Exсel 2010», 2011
- Microsoft оценочное руководство «Microsoft SharePoint 2010», 2010
- А.А. Барсегян, М.С. Куприянов, В.В. Степаненко, И.И. Холод «Технологии анализа данных: Data Mining, Visual Mining, Text Mining, OLAP» 2-е издание, перераб. и доп., 2007