Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка ИТ-архитектуры, ориентированной на бизнес результаты

Жихорев Д.А.
выпускник группы MBA CIO-27
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В современном мире на рынке товаров и услуг существует жёсткая конкурентная борьба между компаниями. Одним из обязательных условий развития бизнеса является постоянная оптимизация бизнес процессов. Для выживания в условиях жёсткой конкуренции есть потребность в сокращении издержек, повышении качества сервиса, качества продуктов. Ведущую роль в создании конкурентных преимуществ играют информационные технологии, которые способны существенно автоматизировать процессы и сократить влияние человеческого фактора. В сфере ИТ особенно популярно внедрять разного рода информационные системы для полной автоматизации деятельности как одного отдела, так и всего предприятия в целом. Но достижение конкурентных преимуществ (КП) с использованием ИТ возможно только при точной фокусировке на них. Традиционным подходом в корпоративной автоматизации является принцип максимального покрытия бизнес функций/процессов с ориентацией на удовлетворение требований отдельных бизнес подразделений. Такой подход, как правило, не дает ожидаемого эффекта. Поддержка КП требует ИТ архитектуры сфокусированной на требования от этого КП. Достижение положительных результатов возможно за счёт сокращения времени обслуживания, автоматизации механических процессов и предоставления механизмов для удобного взаимодействия с клиентами, партнёрами и между сотрудниками внутри компании.

Как корпоративные информационные технологии должны быть сфокусированы на поддержку конкурентных преимуществ бизнеса?

Необходимо разработать архитектуру прикладных систем, ориентированных не на автоматизацию деятельности отдельного подразделения или всей компании, а архитектура систем точечно влияющих на улучшение выбранных целевых показателей. Такой подход позволяет посмотреть в другом ракурсе на возможности информационных технологий и оптимально распределить бюджет между проектами.

Конкурентные преимущества в ключевых показателях бизнеса формируются по каждому интересующему продукту.

Для определения ключевых бизнес требований, сфокусированных на поддержку КП применяется подход Александра Остервальдера и Ива Пинье «Построение бизнес-моделей». (рис. 1) Бизнес-модель - универсальный инструмент представления создания ценностного предложения.  Данный подход позволяет на языке бизнес предпринимателя не только сформулировать, описать механизм формирования операционных и экономических результатов своего бизнеса, но и точно сфокусировать требования к информационным технологиям на эти бизнес результаты.




Рис. 1. Шаблон бизнес- модели.

Задача решается в несколько этапов.
На первом этапе разрабатывается бизнес-модель продукта, которая состоит из девяти блоков:

  • Выбрать потребительские сегменты. В этом структурном блоке определяется какие группы людей и организаций предприятие рассчитывает привлечь и обслуживать;
  • Описать ценностные предложения. Блок включает описание товаров и услуг, которые представляют ценность для определённого потребительского сегмента;
  • Определить каналы сбыта. Этот блок описывает, как компания взаимодействует с потребительскими сегментами и доносит до них свои ценностные предложения;
  • Определить каналы коммуникаций с клиентами. Блок описывает типы отношений, которые устанавливаются у компании с отдельными потребительскими сегментами;
  • Выявить потоки поступления дохода. Блок потоков поступления дохода включает материальную прибыль, которую компания получает от каждого потребительского сегмента;
  • Выявить ключевые ресурсы. В этом блоке описываются наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-модели;
  • Определить ключевые виды деятельности. Блок описывает действия компании, которые необходимы для реализации её бизнес-модели;
  • Перечислить ключевых партнёров, участвующих в создании продуктов;
  • Описать структуру затрат. Блок описывает сеть поставщиков и партнёров, благодаря которым функционирует бизнес-модель.

На основе разработанной бизнес-модели производится выбор целевых показателей бизнеса на изменение значений которых будет направлено точечное применение информационных технологий.

На втором этапе производится анализ существующей архитектуры приложений, служащей для поддержки рассматриваемых продуктов. В результате анализа составляется реестр прикладных систем. Отображение текущей архитектуры приложений в фокусе целевых показателей показывает механизмы влияния функциональных возможностей системы на целевые показатели и степень автоматизации.

На третьем этапе, проанализировав информацию по ключевым видам деятельности в разрезе бизнес требований, разрабатываются требования к прикладным системам для улучшения целевых показателей. Требования представлены по каждому ключевому виду деятельности. Помимо сформулированных требований, определяется степень влияния на целевой показатель. На основе разработанных требований и степени влияния на целевые показатели, формируются предложения по прикладным системам.

На четвёртом этапе новые информационные системы делятся на две группы, влияющие на модель выручки и влияющие на модель затрат. Определяется влияние на экономические показатели, анализируется как снижает или увеличивает выручку или затраты каждая из предложенных систем.

На пятом этапе определяется степень влияния новых информационных систем на:
•   ключевые процессы;
•   целевые показатели;
•   структуру выручки;
•   структуру затрат;
•   потребность в автоматизации.

По результатам анализа степени влияния информационных систем разрабатывается портфель проектов.

Помимо улучшения значений целевых показателей, разработанная целевая архитектура прикладных информационных систем окажет положительное влияние на модель выручки и модель затрат.

Описанный выше подход рассматривает не все этапы разработки архитектуры приложений для точечного влияния на выбранные целевые показатели. Так же важно уделить внимание:

  • Анализу архитектуры инфраструктуры;
  • Анализу рисков;
  • Бюджетам проектов;
  • Системе управления ИТ.

В результате описанного выше подхода можно убедиться, что применение информационных технологий может быть гибким, точечным. Возможно, выбрать любой масштаб автоматизации компании, при необходимости точечно воздействовать на любой целевой показатель, не распыляя средства на автоматизацию менее значимых для бизнеса областей. Такой подход позволяет добиться превосходства на высоко конкурентном рынке с помощью информационных технологий, с минимальным бюджетом.

Список использованных источников

1   Ананьин В.И. ИТ стратегия: Учебный курс, 2010
2   Остервальдер А. , Пинье Ив Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора: Альпина Паблишер, 2011.- 288с.
3   Уайт Терри, Чего хочет бизнес от ИТ: Гревцов Паблишер, 2007.-256с.
4   Деверадж Сарв, Кохли Раджив Окупаемость ИТ: Измерение отдачи от инвестиций в информационные технологии: Литературное агентство «Бук-Пресс», 2006.-192c.

Ваша оценка: Пусто Средняя: 8.7 (10 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009