Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


На пути к информационному обществу



Славин Б.Б.
председатель правления
Союза IT-директоров России
(СоДИТ)


Введение

В отличие от животных люди смогли преодолеть закон эволюции видов, перестали выживать лишь за счет генетических изменений своего организма и начали сами управлять окружающей средой. Изменения, приобретенные в борьбе за выживание, человек стал сохранять не в генах и врожденных рефлексах, а в овеществленной в средствах производства и технологиях информации. Глобально распределенная и непрерывно используемая людьми информация стала фактически генотипом человеческого рода – субстанцией, которая объединяет всех людей, как между собой, так и с предшествующими поколениями. Предназначение человека, смысл его жизни – осуществление бессмертия человеческого рода как целого, и не только через физическое продолжение вида, но и посредством создания, накопления и передачи информации и знаний будущим поколениям.

Переход от накопления изменений в генах к накоплению обобществленной информации существенно повлиял на организацию человеческого рода, создав условия для невиданной в животном мире социальной глобализации. Формирование многочисленных империй, будь то рабовладельческие тирании, феодальные и колониальные царства, военные блоки или современные транснациональные корпорации, стало отличительной чертой человеческой цивилизации. Историю человечества можно рассматривать как историю борьбы между людьми за владение источниками знаний, за расширение своего влияния путем «умелого» использования информацией. Лишь на этапе первобытнообщинного строя, когда накопленных знаний еще было недостаточно для уверенного выживания людей, информация принадлежала всем и передавалась из поколения в поколение без ограничений. С появлением же излишков труда, как только для выживания перестало требоваться участие всех членов общества, информация становится также и орудием манипуляции (обмана), а доступ к ней – правом избранных.

С самого зарождения социального неравенства эксклюзивное владение информацией и умение ей манипулировать превратилось в пропуск к господству, позволило одним индивидам жить за счет других, расширять сферу своего влияния географически и передавать эту возможность своим преемникам. Физическая сила «вожака» перестала играть существенную роль в формировании иерархий крупных сообществ людей, уступив место умению манипулировать информацией. Причем такому умению, масштабы которого несоизмеримы с физическими возможностями человека. Как удается небольшой группе людей повелевать десятками миллионов, да еще заставлять восторгаться собой? Это осуществимо только в результате разделения общества, когда одни люди имеют преимущества перед другими и занимают более высокие уровни социальной пирамиды «успеха». Лозунг «разделяй и властвуй» стал основой глобальной манипуляции в истории цивилизации.

Ограничение доступа и манипуляция информацией не могут быть эффективными с точки зрения долгосрочного развития человечества, но неизбежны, пока не созданы условия, позволяющие гармонизировать интересы индивидов с интересами социума. До тех пор, пока управления деятельностью человечества в целом информационно не прозрачно, пока имеются возможности разделения и обмана людей, информация будет использоваться в корыстных целях, а демократические принципы управления останутся лишь ширмой для прикрытия системы глобальной социальной манипуляции. И все-таки мы становимся свидетелями того, как в последнее время стремительно закладываются технологические возможности глобального «раскрепощения» информации. Развитие коммуникационных технологий создает условия для предоставления свободного доступа ко всей информации, позволяет организовать накопление человечеством знаний таким образом, чтобы ими можно было эффективно и своевременно пользоваться. Только общество, в котором ни у кого не будет эксклюзивных прав на информацию, в котором каждый гражданин будет иметь доступ ко всем знаниям человечества, а их использование будет удобным настолько, насколько это позволяют технологии, можно с полным правом назвать информационным.

Такое понимание информационного общества не имеет ничего общего с идеологией постиндустриализма, в которой характеристики развития общества определяются числом компьютеров или каналов доступа к сети интернет на душу населения, или долей услуг в сфере информационных технологий в экономике, а социальные отношения по-прежнему подразумевают разделение людей и «закрытость» информации. Информационное общество – это абсолютно новая общественная формация, при которой инфраструктура и социальные отношения соответствуют обобществленной сущности «информационного генотипа» человечества. Информационное общество – это естественная социальная среда, которая позволяет человеку полностью раскрыть свою информационную природу, использовать интеллект для совместного с другими людьми создания новой информации на основе ранее накопленных предшествующими поколениями знаний.

Изменение социальных условий – существенно более длительный процесс, чем внедрение технологий, и поэтому движение «вперед», к информационному обществу, не может быть стремительным, вопреки заявлениям многочисленных «строителей» информационной эпохи, обещающим ввод нового общества «в эксплуатацию» уже в ближайшие годы. Информационное общество – это не общество компьютеров, каналов в интернет или коммуникаторов, это общество людей, которые могут свободно мыслить и имеют доступ ко всем накопленным человечеством знаниям. Социальная интерпретация необходимости и неизбежности роста прозрачности и доступности информации дает понятные ориентиры продвижения к информационному обществу, позволяет определить четкое отношение к действительности и сформировать ясную позицию по всем актуальным проблемам.

Информация и экономика

Современная экономика представляет собой глобальную и уникальную в своем роде мистификацию. Она поддерживает социальную пирамиду «успеха», играет роль адвоката социального неравенства и строится от начала до конца на манипуляции человеком. И только периодические мировые экономические кризисы обнажают суть современной экономики и заставляют со страхом вздрагивать всех, кто с ее помощью достиг заветных вершин власти. Современный капитализм с идеей «свободной экономики» возник на осколках систем с жесткой поддержкой социального неравноправия (феодализм и рабовладельческий строй). Изначально буржуазная система ценностей несла для людей освобождение от явного неравенства по рождению, более справедливую оценку за труд, расширение возможностей при выборе профессии. Товарно-денежные отношения, которые достигли к тому времени своей зрелости, были перенесены на все формы взаимоотношений между людьми в рамках их производственной деятельности. Буржуазный строй существенно снизил ограничения на доступ к информации и дал толчок к развитию массовых и глобальных коммуникаций, что стало заметным продвижением к информационному обществу.

Стоит заметить, что даже «фетиш» капиталистической эпохи – деньги – как единая мера товаров и услуг, представляют собой не что иное, как информацию, информацию о ресурсах, затраченных на производство товара или услуги. Но адекватность денежного выражения трудоемкости ограничена условием равной производительности и одинаковой потребительской стоимости конкурирующих на рынке товаров и услуг. Именно эти два ограничения и определили основные направления развития капитализма в мире: соревнование за повышение производительности труда и увеличение потребительской стоимости товаров и услуг всеми возможными способами. Сумасшедшая конкуренция за снижение издержек производства способствовала процессу разделения труда и автоматизации рутинной деятельности. Несмотря на резкое обострение классовой борьбы на ранних стадиях капиталистического накопления, вызванное нещадной эксплуатацией рабочего класса, борьба за повышение производительности труда в конечном результате способствовала и способствует до сих пор положительным процессам. К безусловным заслугам капитализма следует отнести вытеснение рутинной и, соответственно, увеличение творческой составляющей труда (например, в инженерно-конструкторской и информационно-аналитической деятельности), создание инфраструктуры глобального обмена информацией, активное развитие масштабных информационных систем управления. Поворот от эксплуатации ручного труда к использованию высоких технологий и научных достижений, усиление функций общественного регулирования снизили накал социального напряжения в части отношений собственников и наемных рабочих. Именно эти «положительные» стороны обычно приводят в качестве подтверждения прогрессивности и совершенности постиндустриализма его идеологи.

Совсем по другому сценарию капитализм развивался в направлении борьбы за повышение потребительской стоимости товаров и услуг. Здесь все происходило ровно наоборот. На ранних стадиях развития рыночных отношений «битва» за потребителя так же, как и конкуренция в повышении производительности труда, способствовала появлению инновационных продуктов, росту востребованных обществом потребительских свойств товаров и услуг. Даже сейчас это демонстрируют отдельные – как правило, новые на рынке – компании. Однако на уровне конкуренции крупных транснациональных корпораций возникло уникальное, ранее неизвестное, явление – проактивное формирование потребности с целью ее же удовлетворения. Это означает, что экономика включила в себя средства манипуляции людьми в качестве одного из основных факторов своего развития.

Элементы манипуляции при продаже товаров и услуг существовали во все времена, но только современная эпоха довела объемы манипуляций до размера соизмеримого с объемом всей экономики. Уже никого не удивляет, что расходы на продвижение товара могут превышать затраты на его же создание, а сама потребность в этом товаре при ближайшем рассмотрении может и вовсе оказываться эфемерной. В современном мире товары или услуги крупнейших производителей мало чем отличаются друг от друга, будь то автомобили, мобильные телефоны или бытовая техника. Выигрывает тот, кто смог донести до потребителя, почему его товар лучше, почему новая функциональность требует замены старой вещи, почему вообще данный товар или услуга необходимы человеку.

Пирамида «успеха» становится главным элементом манипуляции, а сама манипуляция – одним из основных видов деятельности человечества. Сотни тысяч талантливых специалистов по всему миру работают в крупных компаниях только для того, чтобы найти новые маркетинговые ходы для привлечения покупателей. Экономика настолько сильно насыщается этими «мыльными пузырями», что в определенный момент «взрывается», смешивая все карты глобального разделения труда. Только кризис может ответить на вопрос, насколько действительно тот или иной товар, та или иная услуга соответствуют своей потребительской стоимости. Вмешательство государственных институтов управления хоть и может сохранять часть «мыльной» экономики во время кризиса, но неэффективно и ненадолго. Раскручивание пирамиды «успеха» и искусственное создание потребностей проникают во все сферы экономики. Уже никого не удивляет, что популярную эстрадную звезду или автора бестселлера легко создать за счет примитивного «раскручивания» общественного интереса, причем стоимость такой «раскрутки» будет оплачена самим потребителем. Реклама как вид деятельности, связанный с манипуляцией, достигла своего совершенства, приобрела неограниченные возможности влияния на общественное сознание.

Единственный путь преодоления манипуляции – увеличение информационной прозрачности общества. Конечно же, ни государственные чиновники, ни мировая бизнес элита не заинтересованы в раскрытии информации и в предоставлении к ней доступа широкому кругу лиц. Но экономика, в которой доля фиктивных потребностей (будь то потребности в кредитах, автомобилях или элитной недвижимости) возрастает, становится все менее и менее управляемой. И так же, как в случае с рыночным соревнованием за снижение расходов, был найден компромисс в виде социально ориентированного и частично регулируемого капитализма, так и доведенной до крайности глобальной манипуляции необходимо противопоставить элементы увеличения прозрачности, снижения уровня пропаганды потребительского образа жизни. Не стоит ждать, когда обезумевшую экономику охватит паралич, из которого она не сможет выйти. Необходимо уже сейчас готовить экономику к новой информационной эпохе, где информация не будет скрываться, где вклад каждого человека будет оцениваться не рыночным путем, а за счет общественных экспертных систем, где не будет манипуляций и создаваемого обманом неравенства.

Информационное общество, человек и государство

История выработала множество способов разделения людей, и не только по финансовому признаку. Одним из институтов глобального разделения человечества является государственная система управления. Формы государственного управления обеспечивают устойчивость социальной пирамиды неравенства при помощи целого арсенала средств: клановые деления, иерархическое распределения финансовых ресурсов, откровенное насилие, запугивание и идеологическая обработка. Историческим оправданием государственного периода в развитии человечества служит то, что на этом этапе выстраивалась новая инфраструктура общества. Оттачивались инструменты социального управления, где войны выступали в роли «конкурсов» для выявления победителей с более эффективной организацией власти. Автоматизировалось производство, и вытеснялся рутинный труд за счет конкуренции на рынке товаров. Развивались коммуникативные технологии (дороги, транспорт и связь), востребованные территориальным расширением государств. В конце концов, именно эти достижения (совершенствование систем управления, вовлечение людей в информационную деятельность, развитие коммуникационных технологий) на сегодняшний момент и создали условия глобального объединения людей, привели к «размыванию» и ослаблению границ и постепенной утрате государствами своих уникальных особенностей.

Социальное неравенство не просто унижает, оно заставляет человека смириться с правилами унижения, что хуже самого унижения. Надо быть духовно сильной личностью, чтобы противостоять чинопочитанию, любому подчеркиванию социального неравенства между людьми. Также как человечество целенаправленно и болезненно изживало проявление расового неравенства, необходимо совместно вырабатывать общественные нормы негативного отношения ко всем проявлениям социального и экономического неравенства. Разделение между людьми объясняется не только различием их положения в экономике, государстве, принадлежностью к национальности или этнической группе. В первую очередь человек сам выстраивает границы с себе подобными, ограничивая доступ к личной информации узким кругом родственников, друзей, земляков и т.п. Но и эти границы тоже будут разрушаться по мере формирования информационного общества. Предоставление свободного доступа к персональной информации обычно вызывает протест у обывателей. Казалось бы, личная информация должна охраняться, как и всякая свобода человека. Но так называемая «защита персональных данных» – это очередной миф «заботы о человеке» со стороны манипуляторов общественным сознанием. Человек скрывает личную информацию, когда боится, что она будет использована ему во вред. Защищать информацию надо не «закрывая» к ней доступ, а выявляя и наказывая тех, кто использует информацию в корыстных целях.

Диалектика развития информационного генотипа человечества порой приводит к появлению искаженных форм взаимоотношения человека с обществом. К одной из таких форм следует отнести и авторское право, которое через финансовые механизмы ограничивает использование знаний. Казалось бы, защита авторских прав, как и защита персональных данных, вполне обоснована с точки зрения прав человека. Но только на первый взгляд. Добавленная в процессе познания информация, в отличие от предмета собственности, не может принадлежать одному индивиду, поскольку по своей природе требует общественного потребления. Любая информация адресована кому-либо и без потребителя не имеет смысла: ограничивая к ней доступ, мы снижаем ее ценность и эффективность. Безусловно, носители информации или услуги по их доставке имеют вполне предметный характер (книги, журналы, аудио и видеозаписи, телевидение, базы данных и т.п.) и вовлечены в соответствующий рынок товаров и услуг со всеми его ограничениями. Но сама информация не может и не должна быть оцениваема (продаваема), она принадлежит всем на равных. Авторское право, точнее продажа прав на информацию – это не более чем проституирование процесса познания.

Безусловно, человек, создающий новую информацию, должен быть «накормлен и обласкан» обществом, но не посредством запретительной системы авторского права, а путем общественной оценки (рейтингования) его достижений, общественного финансирования. И такой подход отнюдь не утопичен. Аналог общественного рейтингования (хотя и не безупречного) можно найти в области науки, где научные статьи бесплатны (и всегда таковыми были) для использования, а вклад авторов оценивается индексом цитируемости. Коммунистическая мечта о возможности удовлетворения всех потребностей человека в прямом своем исполнении утопична. Однако идеал о свободном доступе ко всей информации, накопленной человечеством, вполне достижим. Человек информационного общества – это человек, свободно распоряжающийся всей накопленной человечеством информацией и создающий новые знания. Безусловно, в условиях полной информационной прозрачности растяжимость «корзины потребностей» существенно снизится, и основной потребностью человека станет общение и познание. Именно такая потребность должна быть удовлетворена в информационном обществе.

На пути к обществу свободной информации

Несмотря на то, что история не прямолинейна и порой можно наблюдать ее попятное развитие, духовную деградацию, увеличение неравенства и снижение информационной открытости, в целом информационное общество неумолимо прорастает сквозь недоверие и цинизм постиндустриальной эпохи. Сострадание и помощь, общение и альтруизм, стремление к знаниям – все эти качества человеческих отношений укрепляются и все больше становятся нормой даже в условиях снижения доверия к религиозным добродетелям. Но этой поросли будущих социальных отношений необходима реальная повседневная поддержка. Ни революции или войны, ни митинги или перевороты, а серьезная, масштабная и подвижническая работа.

Одной из таких технологий является идея непрерывного совершенствования, нашедшая свое отражение в международных стандартах качества. Сторонники этой идеи справедливо считают, что в случае обнаружения сбоя или отклонения от нормы необходимо искать причины в несовершенстве организации процессов, а не среди виновников происшествия. Кстати, одним из эффективных инструментов в арсенале манипуляций и разделения людей всегда была замена поиска причин проблемы поиском виноватых. Идеи непрерывного совершенствования («кайдзен») предполагают объединение людей и их совместную деятельность по увеличению эффективности управления. Недаром эти идеи нашли благодатную почву в Стране восходящего солнца, где люди и бизнес порой составляют единую семью. Впрочем, стандарты качества противоестественны для бизнеса так же, как и прозрачность информации, и исполняются сегодня ровно настолько, насколько они не противоречат интересам собственников. Стандарты качества призваны учитывать интересы людей на основе обратной связи и полной информации о происходящих процессах, строить развитие на увеличении информационной прозрачности, а не на росте манипуляций. Непрерывное совершенствование всех общественных отношений на основе расширения доступа к информации и увеличения прозрачности должно стать основой продвижения к новому информационному обществу, залогом успешности достижения целей.

Борьба за свободу, равенство и прозрачность в информационных отношениях в обществе не должна носить антагонистический характер потому, что информационное общество призвано обобществить информацию, которая по своей сути и так общая и не принадлежит кому-то конкретно. Обобществление информации не означает ее экспроприации – это просто невозможно. Оно требует системного изменения социальной организации для формирования условий свободного распространения информации и предоставления полного к ней доступа. Именно это требование к «освобождению» информации существенно различает формы построения коммунистического и информационного общества. «Освобождение» труда в форме «экспроприации экспроприаторов», провозглашенное Марксом, было ошибкой – попыткой «перепрыгнуть» в будущее без создания соответствующих технологий, которые позволяли бы эту завоеванную свободу «удержать».

Нетрудно понять, что бизнес в современном его виде не сможет существовать в обществе, где вся информация доступна каждому. Его не надо разрушать, он переродится без всяких революций в иные формы организации труда, которым не страшна информационная открытость: примеров таких метаморфоз все больше и больше. Компании, входящие в единые холдинговые структуры, и дилерские сети, объединенные одним поставщиком, все чаще используют инструменты информационной прозрачности в рамках своих внутренних систем управления, оттачивая технологическую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Становясь прозрачным изнутри, для внешнего рынка бизнес по-прежнему «закрыт» и агрессивен, хотя и вынужден приоткрываться по требованию международных и государственных регуляторов. Жесткая конкуренция вытесняется на уровень взаимодействия транснациональных корпораций, внутри которых, наоборот, формируются партнерские отношения. Информационное общество как раз и станет тем самым обществом равного партнерства. Но не потому, что собственность будет поделена поровну или станет общественной, а потому, что информация будет доступна каждому человеку, и разделение между людьми, как необходимое условие манипулирования и обмана, станет невозможным.

Заключение

Движение к информационному обществу – это закономерный процесс развития цивилизации, своего рода возвращение к духовности, которая была ограничена рамками иерархической модели социальной организации людей. Несмотря на объединяющую сущность информации, человечество на протяжении всей истории ограничивало к ней доступ и поддерживало неравенство во всех его формах: физической, умственной, экономической, идеологической и т.п. Технологии не позволяли сделать прозрачными отношениями между людьми, и это приводило (и приводит до сих пор) к использованию манипуляций, обмана. Но история цивилизаций, при всей ее несправедливости, была необходима для формирования глобальной инфраструктуры поддержки «информационного генотипа» человеческого рода, и это предназначение исполняется. В информационном обществе социальная среда получит необходимые технологии и станет, наконец, поддержкой свободного общения и познания людей.

Но одних технологий недостаточно для освобождения информационной деятельности человека. Более того, в отсутствие активной социальной позиции со стороны обычных граждан, современные возможности массовых коммуникаций будут использоваться лишь для многократного усиления эффекта от манипуляции информацией. Накачанный манипулятивной потребительской стоимостью, которая может «сдуваться» за мгновение, мировой рынок будет все больше и больше взрывоопасным. Человечество окажется вынужденным постоянно делать выбор: или неэффективное государственное регулирование экономикой, или непрерывная череда кризисов. Выход из этой ситуации только один – снижение манипуляций в экономике за счет увеличения прозрачности в информации.

Современные экономика и политика обрели глобальные формы. Ни одно государство в мире, ни одна корпорация не могут игнорировать текущего состояния всей мировой экономики и международных отношений. Не надо бороться против глобализации, она закономерна и неизбежна – глобализация отражает рост информационной общности всего человечества. Но противостоять глобальным процессам манипуляции общественным сознанием можно и нужно. Движение в поддержку развития информационного общества не должно быть разделено государственными, языковыми или религиозными границами. Только всем вместе, вооружившись современными средствами коммуникаций, можно противостоять манипулятивной пропаганде потребительского образа жизни, только на основе по настоящему массового и международного движения за информационную прозрачность можно придать поступательный характер все более неустойчивому развитию современной цивилизации.

Copyright © 2010 Славин Б.Б.

К оглавлению >>

Выпуск: 
Выпуск №4
Рубрика: 
Электронное государство
Автор: 
Славин Б.Б.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 8.8 (6 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009