Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Новое в управлении бизнес-процессами – методология S-BPM и решения Metasonic

Машков И.В.,
директор по развитию,
Компания «Логика бизнеса 2.0».

Требования к ИТ в современном мире

В современном  мире потребители диктуют правила игры все больше и больше, и компании вынуждены подстраиваться под их требования, предоставляя все более разнообразные продукты и услуги, чтобы оставаться конкурентоспособными. При этом скорость изменений требований нарастает все больше и больше. Так, за 60 секунд в интернете сегодня продается (источник: http://www.go-gulf.com/blog/60-seconds-v2/):

  • 925 iPhone 4s и 85 iPad
  • 11 Xbox 360
  • 4,000 USB устройств
  • 103 Blackberry
  • и многое другое.

За каждым продуктом и услугой стоят сложные цепочки процессов, которые функционируют в организациях. Появление новых продуктов и услуг означает необходимость перестройки существующих или создания новых процессов, а поскольку практически все процессы сегодня автоматизированы в той или иной степени – то и изменение соответствующих ИТ-приложений.

Традиционный цикл разработки информационных систем в таких условиях перестает соответствовать требованиям быстро изменяющегося бизнеса. Моделирование бизнес-процессов в начале цикла проектирования ИС стало сегодня стандартом де-факто и занимает порядка 30% времени и усилий в проекте. Оставшиеся 70% затрат относятся уже непосредственно к разработке и настройке информационной системы. На этапе моделирования бизнес-процессов ключевой проблемой является сложность существующих сегодня нотаций описания бизнес-процессов. Джим Сайнур (Jim Sinur) - один из ведущих аналитиков Gartner в области BPM – сказал несколько лет назад в своем блоге, что BPMN может расшифровываться как «Business People May Not understand», то есть «бизнес-люди могут не понимать» нотацию BPMN, которая сегодня является широко распространенной в практике описания и автоматизации процессов. Такая сложность применяемых сегодня на практике нотаций приводит к тому, что бизнес-эксперты не понимают и не готовы работать со сложными моделями бизнес-процессов, что в свою очередь приводит к проблемам с формализацией бизнес-требований к ИС. Эта ситуация действительно является проблемой, поскольку после этого тратится до 70% времени на автоматизацию не того, что требуется бизнесу. Ошибки выявляются уже на этапе тестирования, после чего повторяется весь цикл уточнения бизнес-требований через корректировку моделей и следует доработка приложения.

Другой проблемой проектов внедрения является высокая скорость изменений бизнес-требований. Существуют оценки, в соответствии с которыми до 70% моделей бизнес-процессов устаревают еще до конца проекта. Это возникает из-за того, что зачастую на практике есть два типа моделей: более простые, которые понятны бизнесу, и реально исполнимые модели, содержащие все технические детали, которые понятны бизнес-аналитикам и ИТ-специалистам, но уже непонятны бизнесу. Поддержание в актуальном состоянии и бизнес-моделей, и исполнимых моделей само по себе является непростой задачей, которая на практике не всегда решается, что и приводит к обозначенной проблеме в проектах.

Но с внедрением и запуском в эксплуатацию ИТ-приложений проблемы, к сожалению, не заканчиваются. Изменение приложений каждый раз становится очередным вызовом для бизнес-экспертов, поскольку им снова нужно разбираться с моделями бизнес-процессов. Нередко приходится слышать от ИТ-директоров, что нередки случаи, когда бизнес отказывается инициировать какие-то изменения, опасаясь затевать долгий процесс, с ними связанный. А с течением времени, когда процесс серьезно разрастается, отражая все новые и новые варианты и исключения, уже и ИТ-специалисты часто не готовы вносить изменения в такие процессы и приложения, их автоматизирующие, поскольку проанализировать последствия изменений становится очень сложно и требует значительных затрат на тестирование.

S-BPM - новое слово в управлении процессами

На фоне таких сложностей все больше теоретиков и практиков BPM говорят о необходимости создания нового класса инструментов BPM 2.0, ключевым отличием которых от существующих методов и инструментов является их ориентация не только на моделирование и анализ бизнес-процессов, а на их немедленное исполнение, то есть на создание исполняемых бизнес-приложений на основе разрабатываемых моделей. Субъектно-ориентированный подход к управлению бизнес-процессами (S-BPM = Subject-oriented BPM) относится как раз к новому поколению методов и инструментария BPM 2.0.

Методология S-BPM появилась относительно недавно – в начале 2000-х годов. Доктор Фляйшман – автор методологии – обратил внимание на то, что основой деятельности любой организации является коммуникация между сотрудниками. Действительно, уберите сегодня телефон, электронную почту, и деятельность почти любой компании остановится. Второй идеей, которая легла в основу подхода, стала идея возможности распределения сложной логики в сложных процессах на небольшие асинхронные части, исполняемые параллельно, и синхронизирующиеся друг с другом.

В фокусе нового подхода к описанию процессов оказались люди – исполнители в рамках процесса. В своих исследованиях доктор Фляйшман начал с разработки языка моделирования процессов со структурой, близкой к естественным языкам, содержащей подлежащее (субъект), сказуемое (действие) и дополнение (объект). Этот выбор был обоснован тем, что людям близка и интуитивно понятна такая структура. Созданные в 80-х работы Энтони Хоара по взаимодействующим последовательным процессам (CSP - Communicating Sequential Processes) и Робина Милнера  по исчислению взаимодействующих систем (CCS - Calculus of Communicating systems) были использованы для представления субъектов и коммуникации между ними, а сети Петри и концепция объектно-ориентированного программирования были применены для представления действий и объектов. Не последнюю роль в разработке математических основ методологии S-BPM сыграла и теория Машин Абстрактных Состояний российского ученого Юрия Гуревича. 

В итоге была создана чрезвычайно простая нотация, состоящая всего из 5 символов (см.Рис.1):

  • Субъект (исполнитель) в процессе;
  • Сообщение – информация, которой исполнители обмениваются в ходе процесса;
  • И 3 типа действий или состояний, в которых находится субъект, используемые для описания моделей поведения исполнителей: функциональное состояние, в котором сотрудник выполнят какую-то задачу, состояние отправки и состояние получения информации.

Рис.1. Описание процесса – только 5 символов.

Несмотря на простоту, эта нотация позволяет описывать процессы любой сложности, и автоматически получать исполняемые приложения на основе разработанных моделей.

Взгляд на процесс в S-BPM

В S-BPM процесс – это набор структурированных коммуникаций сотрудников-участников процесса, каждый из которых выполняет на своем рабочем месте определенный набор действий (задач), а автоматизация этого процесса – это создание автоматизированных рабочих мест для сотрудников, которые позволят им выполнить необходимые задачи, и реализация требуемой коммуникации, обеспечивающей взаимодействие между исполнителями (см. Рис.2).

Рис.2. Автоматизация рабочих мест сотрудников в процессе

В традиционных системах класса BPMS для автоматизации процесса необходимо описать сквозную цепочку действий, учитывающую все варианты (сценарии) процесса, все исключительные ситуации. Если представить, что условная сложность отдельного рабочего места равняется 10, то сложность объединенной модели, описывающей все взаимодействия десяти таких участников, может составлять уже 100 условных единиц, то есть вырастать на порядок. Причиной этого является концепция потока управления – выстроенной цепочки действий, лежащая в основе большинства используемых сегодня на практике подходов и, в частности,  в основе BPMN (см.Рис.3).

Рис.3. В S-BPM нет потока управления

Поток управления отсутствует на практике, его нельзя «пощупать» или увидеть в реальности, поскольку это лишь абстракция, к которой необходимо прибегать для создания модели. В то время как исполнители процесса, их конкретные действия в ходе процесса – это объективная реальность, которую можно наблюдать (см.Рис.4). Таким образом, в S-BPM создается решение для автоматизации действий отдельных сотрудников в рамках процесса и обеспечения коммуникации между ними.

Рис.4. Автоматизация процесса в S-BPM

За счет такого подхода естественным образом достигается снижение сложности моделей разрабатываемого процесса, поскольку весь процесс отображается на уровне диаграммы коммуникаций, где видны участники и их взаимодействие, а детальная логика и состав действий отображаются на отдельных моделях поведения для каждого субъекта.

Рис.5. Диаграмма коммуникаций и модель поведения субъекта в S-BPM

В результате на практике возникают следующие преимущества. Во-первых, такие модели гораздо более просты и понятны бизнес-экспертам, поскольку:

  • в нотации используются только 5 символов;
  • каждый сотрудник четко видит свое место в процессе и свои действия.

Кроме того, разбиение процесса на субъекты и простые модели их поведения позволяет существенно повысить эффективность управления изменениями бизнес-процессов, в силу того, что:

  • изменяется не весь процесс, а лишь отдельная модель/модели поведения;
  • если изменения затрагивают коммуникации, то очень четко и просто локализуются соответствующие изменения в моделях поведения связанных субъектов;
  • чрезвычайно упрощается тестирование измененных моделей и приложений – нет необходимости тестировать весь процесс.

Тем самым S-BPM создает предпосылки для смены парадигмы создания приложений, автоматизирующих процессы – каждый может делать это! Но не нужно понимать буквально, что каждый сотрудник сам в силу своих потребностей и фантазии меняет процессы, в которых участвует. На практике непосредственно разработкой моделей в ПО Metasonic Suite, которое представляет собой систему класса BPMS, основанную на методологии S-BPM, занимаются бизнес-аналитики. Они же отвечают и за создание целостных и непротиворечивых моделей процессов, соответствующих всем внешним и внутренним требованиям для целей управления соответствиями.

Новый способ организации взаимодействия бизнеса и ИТ

Простота нотации и разбиение процесса на отдельные модели поведения субъектов позволили создать инновационный интерфейс взаимодействия между бизнесом и ИТ – интерактивный стол Metasonic Touch (см.Рис.6).

Рис.6. Бизнес и ИТ встречаются за одним столом

Суть решения заключается в вовлечении бизнес-экспертов в проектирование бизнес-процессов за счет того, что они сами разрабатывают эти модели, формируя их на столе из трех типов кубиков, соответствующих трем типам состояний субъекта. Metasonic Touch является удачным примером внедрения принципов геймификации для решения сложных практических задач. На выходе созданная модель автоматически переносится в ПО Metasonic Suite и готова для ее запуска с целью проверки бизнес-логики и дальнейшего исполнения. С видеороликом примера работы с таким интерактивным столом можно ознакомиться в интернете: http://www.metasonic.de/touch

На сегодня методология S-BPM реализуется пока единственным инструментом – платформой Metasonic Suite, в состав которой входят различные модули, поддерживающие весь цикл внедрения приложения, автоматизирующего процесс (рис.7):

  • Metasonic Base – среда администрирования сервера и приложений.
  • Metasonic Build – среда проектирования бизнес-процессов и ИТ-разработки.
  • Metasonic Proof – среда верификации бизнес-процессов.
  • Metasonic Flow – среда исполнения процессных приложений

Рис.7. Автоматизация процессов в Metasonic Suite

Практические выгоды применения S-BPM

S-BPM является уникальным и инновационным подходом к управлению и автоматизации бизнес-процессов. Это подтверждается соответствующим патентом США, а также выводами аналитиков Gartner, которые выделили S-BPM в отдельную категорию в рамках BPM Hype Cycle. На практике компании, применяющие субъектно-ориентированный подход, получают следующие ключевые преимущества:

  1. Реальная легкость.

Простота нотации и взгляд на процессы глазами исполнителей создают высокую степень вовлечения бизнес-экспертов и принятия ими результатов.

  1. Изменения в Реальном времени.

Понятная бизнесу модель преобразуется автоматически в программный код исполняемого приложения. S-BPM позволяет быстро разрабатывать, проверять бизнес-логику моделей и получать исполняемые приложения, что дает быстрый запуск процессов «как есть» с дальнейшим наращиванием функциональности, а также высокую скорость внесения изменений. На практике это приводит к снижению сроков и затрат на изменения процессов и автоматизирующих их приложений до 50% по сравнению с традиционными ИС за счет повышения эффективности взаимодействия между бизнесом и ИТ-специалистами.

  1. Реальные решения.

Metasonic Suite обеспечивает исполнение разработанных моделей и накопление статистики по фактически выполненным экземплярам процессов. Решения в конкретном экземпляре процесса и решения по изменению модели процесса принимаются не на основе субъективных мнений экспертов, а на основе фактической статистики по процессам.

  1. Реальная устойчивость.

Легкость внесения изменений в модели процесса и автоматизирующие их приложения дают основу не только для реализации на практике принципов непрерывного совершенствования процессов, но являются инструментом организаций для быстрой перестройки процессов в случае существенных внешних или внутренних изменений, что позволяет решать задачи поддержания непрерывности бизнеса.

  1. Реальные результаты.

Эффективность разработанных моделей подтверждается не только фактом их согласования экспертами или результатами имитационного моделирования, но прежде всего достижением на практике целей процесса, которое отслеживается путем мониторинга показателей процессов.

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка: Пусто Средняя: 5.5 (4 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009