Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Оптимизация технологии электронного документооборота на финансовом рынке России



Ермаков А.В.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Аннотация

Технология электронного документооборота является одной из основ реализации стратегии развития финансового рынка России. В статье анализируются существующие стандарты и проблемы электронного взаимодействия участников рынка. Цель статьи – показать оптимальные применимые методики и стандарты для создания единой системы электронного документооборота на финансовом рынке России на современном этапе его развития.

Summary

Technology of the Electronic Document Management is one of basic in realization of development of Russian financial market. In the article explores present standards and problems of communication of market participants. Article purpose – to show optimal useful methods and standards to make a uniform system of Electronic Document Management for Russian financial market in present period its development.

Предпосылки оптимизации технологии ЭДО на финансовом рынке России

В рамках Правительственной Программы по преодолению кризиса на 2009 год особое внимание уделяется оказанию государственных услуг в электронной форме. Программой предусмотрена работа по автоматизации и упрощению взаимодействия юридических и физических лиц с регулирующими органами. Основные направления Федеральной целевой программы «Информационное общество 2011-2018 г.г.» - развитие государственных автоматизированных информационных систем, реализация ведомственных программ развития информационного общества.

В рамках утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (Стратегия развития) большое внимание уделяется вопросам стандартизации и унификации электронного взаимодействия участников рынка. Стратегией развития предусмотрено определение основных требований к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.

В конце 2008 года вступил в силу федеральный закон , который предусматривает обязательное использование при взаимодействии участников рынка коллективных инвестиций документов в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью. Но в настоящее время не все участники рынка перешли на взаимодействие с использованием электронных документов.

На финансовом рынке действуют корпоративные системы электронного документооборота (СЭД), организаторами которых являются, как правило, инфраструктурные организации. На рисунке 1 схематично представлена существующая схема организации взаимодействия СЭД участников рынка.

Рисунок 1. Существующая схема организации взаимодействия СЭД участников рынка

Для обмена электронными документами участникам ЭДО необходимо, как правило, использовать клиентскую часть СЭД контрагента (Кл. СЭД N), с которым производится обмен электронными документами.

Каждая СЭД характеризуется своими, присущими только ей правилами электронного документооборота (ЭДО). В связи с этим непосредственное информационное взаимодействие корпоративных СЭД, как правило, невозможно. Необходимость серьезных структурных изменений очевидна.

Всего по состоянию на 1 апреля 2009 года на рынке коллективных инвестиций представлено около 6 тысяч организаций (включая организации, вовлеченные в процесс взаимодействия). В период кризиса наметилась тенденция к сокращению количества участников рынка.
По результатам национального рейтинга, публикуемого саморегулируемой организацией участников финансового рынка (СРО) ПАРТАД , специализированные депозитарии (представители инфраструктуры рынка коллективных инвестиций), входящие в пятерку лидеров, обслуживают более 70% управляющих компаний, 75% негосударственных пенсионных фондов и на их долю приходится более 30% от общего объема проводимых операций. При этом финансовый кризис практически не уменьшил количество проводимых специализированными депозитариями операций и, очевидно, не уменьшил объем обрабатываемых документов.

Исходя из анализа положений законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, можно сделать вывод, что необходимая нормативная база для применения юридически значимого электронного документооборота существует, но она не является достаточной для оптимального взаимодействия участников рынка. Так, законодательными и нормативными актами не конкретизированы порядок и правила взаимодействия при использовании электронных документов, не затронуты аспекты перехода от бумажного к электронному документообороту. При этом, по мнению экспертов СРО ПАРТАД, «Электронный документооборот является ключевой IT-технологией, необходимой для развития рынка капитала России на современном этапе его развития».

Корпоративные СЭД и существующие стандарты

Автором проведен анализ ряда действующих корпоративных СЭД (СЭД специализированных и расчетных депозитариев). В рамках существующих СЭД производится обмен формализованными (структурированными) и неформализованными (неструктурированными) документами. При описании структуры (форматов) документов стандартом де-факто является применение языка XML (eXtensible Markup Language). В качестве транспорта для передачи электронных документов, как правило, используется сеть Интернет. Многие СЭД для передачи документов используют электронную почту, но наметилась тенденция к использованию WEB-доступов к корпоративным информационным системам.

Основными тенденциями на международных финансовых рынках является консолидация расчетных систем и стандартизация электронного документооборота с целью сокращения расчетных издержек и перехода на «сквозную обработку информации». Примером является стандарт ISO 20022 UNIFI (Universal financial industry message scheme), предназначенный для обеспечения взаимодействия финансовых организаций. Но в силу ряда объективных и субъективных причин, международный стандарт ISO 20022 в сложившейся ситуации не применим на российском рынке. Для его использования потребуется внесение значительных изменений в законодательные и нормативные акты, регулирующие российский финансовый рынок.

Попытки стандартизации форматов электронных документов на российском финансовом рынке предпринимались неоднократно, в том числе СРО ПАРТАД в документах «Форматы электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев» и «Форматы электронного взаимодействия участников рынка коллективных инвестиций», которые формально согласованы с ФСФР России. Финансовыми организациями используются форматы электронных платежных документов, разработанные Банком России. В Федеральной налоговой службе используются ведомственные форматы электронных документов, используемые участниками их СЭД.

Основными проблемами организации и осуществления электронного документооборота на финансовом рынке являются:
1. Отсутствие единого нормативного регулирования правил взаимодействия в электронной форме.
2. Отсутствие единого, признанного и используемого всеми субъектами рынка интерфейса взаимодействия и форматов электронных документов.
3. Отсутствие единых, признанных и используемых в практической деятельности всеми участниками рынка метаданных для описания электронных документов.

Перечисленные проблемы ведут к росту затрат субъектов информационного взаимодействия (внедрение и сопровождение множественности программных средств разных СЭД), на интеграцию СЭД с корпоративными информационными системами.

Стандарты и методы создания единой СЭД финансовых рынков

В силу отсутствия единых национальных стандартов систем электронного документооборота, для организации ЭДО между участниками рынка целесообразно использовать «Типовые требования к системам управления электронными документами», утвержденные Еврокомиссией в начале 2008 года (MoReq2). Указанные требования характеризуются высокой адаптивностью под потребности участников электронного документооборота, а также возможностью применения в рамках существующего в России нормативного регулирования финансовых рынков. Применение MoReq2 должно осуществляться с учетом особенностей ЭДО российского финансового рынка.

Для организации работ по созданию единой СЭД на финансовых рынках наиболее адекватной является методология внедрения информационных систем Accelerated Value Method, (AVM), разработанная компанией Lotus. Методология AVM, в отличие от традиционных методов, в процессе разработки и внедрения информационных систем учитывает возможные изменения и эволюции, постоянно адаптируя требования к возникающим потребностям. В рамках методологии предусмотрены этапы с измеримым результатом (Value Frame), т.е. решения, которые создаются за короткие временные периоды. В силу своей гибкости и нацеленности на результат, применение AVM позволит создать единую СЭД на финансовых рынках с минимальными затратами и сроками.

Архитектура СЭД финансового рынка

СЭД ФР – система электронного документооборота, состоящая из информационного, программного, технического, организационного, правового и лингвистического обеспечения, предназначенная для автоматизации строго регламентированного и контролируемого движения финансовых электронных документов на основе информационных и коммуникационных технологий, участниками которой является ограниченный круг лиц в силу заключенных соглашений между ними и организаторами корпоративных СЭД.

Цели, которые могут быть достигнуты созданием единой СЭД ФР:
• Снижение транзакционных издержек информационного взаимодействия участников финансового рынка;
• Повышение прозрачности рынка для финансовых институтов, частных инвесторов и контролирующих организаций;
• Минимизация рисков, связанных с информационным взаимодействием участников рынка.

Архитектура СЭД ФР (Рисунок 2) разработана исходя из определения: «Архитектура системы - основная организация системы, воплощенная в ее компонентах, их взаимосвязях между собой и с окружением, и принципы, управляющие ее конструированием и эволюцией» .

Рисунок 2. Архитектура СЭД финансовых рынков

Для описания архитектуры СЭД ФР использована концепция интеграции приложений Enterprise Application Integration (EAI). В качестве приложений (компонентов системы) рассматриваются существующие корпоративные СЭД. Из 4 составляющих концепции EAI акцент должен быть сделан на необходимости реализовать и/или утвердить Стандарты интеграции форматов электронных документов (Standards of Integration) на базе XML и начать Интеграцию (совместное распространение и использование) данных (Data Integration) между существующими корпоративными СЭД. Применение выбранной концепции и использование механизма саморегулирования участников рынка позволит поэтапно (Value Frame) интегрировать в единую систему существующие корпоративные СЭД, не разрушая их.

В качестве Стандарта интеграции возможно использование «Стандарта взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления», разработанный Гильдией управляющих документацией , или SOAP (Simple Object Access Protocol), который уже используется Федеральным центром управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем в рамках «Электронного правительства». В качестве форматов документов целесообразно использовать «Форматы электронного взаимодействия участников рынка коллективных инвестиций», разработанные СРО ПАРТАД.

Итак, что же возможно сделать сейчас с максимальной пользой для участников рынка? Исходя из стратегии развития финансовых рынков и разработанной архитектуры СЭД ФР, необходимо начать электронное взаимодействие по предоставлению отчетности участниками рынка в ФСФР России. На Рисунке 3 приведена оптимальная схема нормативного регулирования (уровень бизнес-правил) при информационном взаимодействии участников финансового рынка с ФСФР России при предоставлении отчетов в электронной форме.

Рисунок 3. Схема организации предоставления отчетов в электронной форме в ФСФР России

Требования к порядку и правилам обмена электронными документами (Требования) должны учитывать интересы всех участников рынка, следовательно, их целесообразно разрабатывать в рамках СРО участников рынка и утверждать в виде нормативного акта ФСФР России. Требования должны содержать такие существенные моменты, как содержание Типового соглашения об обмене электронными документами, содержание и формат сертификата электронно-цифровой подписи, общие требования к метаданным и конкретные требования к протоколу обмена электронными документами. В дальнейшем Требования будут являться основой для бизнес-правил и правил интеграции электронного взаимодействия всех участников финансовых рынков.

Для анализа количественных показателей эффективности внедрения и функционирования единой СЭД могут применяться следующие ключевые индикаторы результативности:
1. «Коэффициент СЭД», % К сэд = К уч.сэд / К уч.
где К уч.сэд – количество участников финансового рынка, работающих в рамках СЭД ФР
К уч. – общее количество участников финансового рынка.
2. «Коэффициент прозрачности», % К пр = К отч.икт / К отч
где, К отч.икт - количество подотчетных участников рынка, осуществляющих взаимодействие с ФСФР России исключительно с использованием информационно-коммутационных технологий
К отч – всего количество подотчетных ФСФР России организаций
3. «Коэффициент ЭДО», % К эдо= N эд / N д
где, N эд - количество документов, передаваемых участником финансового рынка в электронной форме
N д – общее количество документов, передаваемых участником финансового

Критическим фактором успеха создания единой СЭД будет достижение величины указанных коэффициентов значения 80 %.

Для сбора данных и расчета ключевых индикаторов результативности необходимо использовать ресурс СРО финансового рынка по сбору информации о деятельности их участников.

Исходя из расчетной оценки количества документов, обрабатываемых специализированными депозитариями, основываясь на оценках Gartner (средний документ на протяжении своего жизненного цикла копируется от 9 до 11 раз, что обходится организации в 20 долл.), экономия при использовании документов исключительно в электронно-цифровой форме только по рынку коллективных инвестиций может составить порядка 20 млн. долларов в год.

Создание единой СЭД ФР позволит снизить следующие виды рисков: правовые (неурегулированность вопросов применения ЭЦП и отношений участников ЭДО); риски неэффективности системы организации СЭД; технологические риски (неэффективность порядка и способов осуществления ЭДО). Другие существующие риски, как минимум, не возрастут.

Выводы

Требования к единой СЭД ФР, помимо применения концепций и методик в области информационных технологий, носят нормативно-организационный и технологический характер, а успешность создания СЭД ФР в значительной степени зависит от взаимодействия участников рынка в рамках саморегулируемых организаций и государственных регулирующих органов. Единая СЭД должна создаваться эволюционным путем, не разрушая установившиеся информационные связи в рамках корпоративных СЭД.

Главными мотивирующими факторами создания СЭД финансовых рынков являются снижение транзакционных издержек участниками рынка, и повышение прозрачности финансового рынка для финансовых институтов, частных инвесторов и государственных регулирующих органов.

При условии использования «Типовых требований к системам управления электронными документами» (MoReq2), методики внедрения Accelerated Value Method (AVM), концепции построения архитектуры информационных систем Enterprise Application Integration (EAI) и утвержденных ФСФР России «Требований к порядку и правилам обмена электронными документами», представляется возможным создать единую децентрализованную систему электронного документооборота на финансовом рынке. На сегодня это является оптимальным решением для технологии электронного взаимодействия как механизма реализации стратегии развития финансовых рынков.

Список литературы

1. Подготовлено для Европейской комиссии группой Serco Consulting в рамках программы IDABC MoReq2 «Типовые требования к управлению электронными официальными документами, обновленная и дополненная версия», 2008, перевод на русский язык Серафимы Крауч, под редакцией Янковой В.Ф. (ВНИИДАД), Москва, РОО «Гильдия Управляющих документацией», на основе он-лайн версии 1.04, 2008.
2. Правительство РФ Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года; утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р.
3. Лансков П.М. «Механизм регулирования финансового рынка и его инфраструктуры» / П.М. Лансков. – М: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 400 с.
4. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. М.: Проспект, 1999. С. 306.
5. Семилютина Н. Г. Российский рынок финансовых услуг: Формирование правовой модели. М.: Волвертс Клувер, 2005. С. 36-39.
6. Маковецкий М.Ю. Инвестиционный процесс и рынок ценных бумаг: механизм функционирования, современное состояние, перспективы развития. М.: Анкил, 2003. С. 131.
7. «Гильдия Управляющих Документацией», Издание первое 30.09.2003, «Стандарт взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления», Москва, Адрес в сети Интернет www.gdm.ru, 2003, 16.
8. Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Российская газета. - 2006. – 29 июля.
9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
10. Приказ ФСФР России от 10.11.2004 № 04-910/пз «Об удостоверяющих центрах» (с изменениями и дополнениями).
11. Приказ ФСФР России от 8 декабря 2005 г. № 05-77/пз-н «Об утверждении положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансового рынка при использовании электронных документов».
12. Приказ ФСФР России от 01.09.2004 N 04-442 пз-н «О предоставлении в Федеральную службу по финансовым рынкам электронных документов с электронной цифровой подписью».
13. Приказ ФСФР России от 16 декабря 2008 г. N 08-57/пз-н «О внесении изменений в Приказ ФСФР России от 1 сентября 2004 г. N 04-442/пз-н «О представлении в Федеральную службу по финансовым рынкам электронных документов с электронной цифровой подписью».
14. Приказ ФСФР России от 08.12.2005 N 05-77 пз-н «Об утверждении положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансового рынка при использовании электронных документов».
15. Приказ ФСФР России от 25 декабря 2008 г. N 08-60/пз-н «О внесении изменений в положение о требованиях к осуществлению деятельности участников финансового рынка при использовании электронных документов, утвержденное Приказом ФСФР России от 08.12.2005 N 05-77/пз-н».
16. Приказ ФСФР России от 10.11.2004 N 04-908 пз «Об утверждении требований к формату электронных документов с электронной цифровой подписью, предоставляемых в Федеральную службу по финансовым рынкам».
17. СРО ПАРТАД, «Инфраструктурное обозрение ПАРТАД» (http://www.partad.ru/infi/uchebnik/2008_analiz.html).
18. Владимир Лукоянов, заместитель начальника управления ЗАО «ОДК», Надежда Устинова первый заместитель генерального директора ЗАО «ОДК» Журнал «Рынок ценных бумаг» № 15 (366), статья «КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ НА РЫНКЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ», Москва, 2008.
19. Вероника Васильева, Директор Департамента депозитарных услуг ЗАО ЮниКредит Банк Журнал «Депозитариум», № 6 (76) Статья «ПРЕИМУЩЕСТВА КОНСОЛИДИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» Москва, Некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр»», 2009.
20. Павел Прасс директор по стратегическому развитию ОАО «СПЕЦДЕП», Александр Ермаков начальник отдела информационных технологий ОАО «СПЕЦДЕП» Журнал «Депозитариум», № 12 (34), статья «СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМ ЭДО НА РЫНКЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ», Москва, Некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр»», 2005 г.
21. Ольга Петрова Заместитель генерального директора ЗАО «Иркол», Журнал «Депозитариум», № 4 (50), статья «Опыт организации ЭДО. Изменение характера рисков при внедрении ЭДО» (Доклад на конференции «ЭДО — комплексный подход к снижению рисков», 23 марта 2007 г., Москва), Москва, Некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр»», 2007.
22. ГОСТ 24.103-84 Автоматизированные системы управления. Общие положения.
23. Владимир Ананьин, «Intelligent Enterprise/Корпоративные системы» №17 (149), 2006, статья «Формирование архитектуры КИС путем естественного отбора», 2006.

Copyright © 2009 Ермаков А.В.

К оглавлению >>

Выпуск: 
Выпуск №3
Рубрика: 
Электронное государство
Автор: 
Ермаков А.В.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 7.8 (6 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009