Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Коммуникации в компании

Статья на английском языке>>



Бичук М.Н.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Если компания это человек,
а финансы его кровь,
то коммуникации
это его нервная система

В данной статье представлен краткий обзор средств коммуникации, доступный современным компаниям. Статья предназначена для руководителей подразделений IT и HR, а также менеджеров проектов по внедрению и усовершенствованию коммуникаций. Практическая часть статьи основана на опыте автора в руководстве проектом развития коммуникаций в крупной производственной компании с территориально распределенной инфраструктурой.

Что такое коммуникации?

Коммуникации в компании – это любые средства связи, доступные ее сотрудникам. С точки зрения поэтапного развития в реальной компании, коммуникации можно условно разделить на две группы: базовые и продвинутые.

Базовые виды коммуникаций

Личное общение, бесспорно, самый привычный и самый эффективный способ коммуникации. Но, в то же самое время, и самый дорогой. Поскольку для личной встречи необходимо затратить значительный объем самого ценного ресурса – времени сотрудников. Плюс существенные накладные расходы (командировочные, аренда гостиниц, транспортные расходы).

Телефония весьма удобна для решения вопросов, но не очень важных, когда не требуется видеть лицо собеседника.
Электронная почта хорошо подходит для деловой переписки и рассылки информации или объявлений.

Но что делать, если, например, необходимо организовать обсуждение какого-либо вопроса, касающегося большого количества сотрудников компании? Или возникает срочная необходимость провести важные встречи или переговоры, и времени на личное общение катастрофически не хватает, а решать такие сложные вопросы по телефону нельзя? Или нет физической возможности встретиться лично (собеседники находятся по разные стороны океана или стоит нелетная погода)?

Когда подобные случаи происходят все чаще, то в какой-то момент времени у руководства компании возникает понимание, что существующие средства коммуникаций уже не способны удовлетворить все потребности бизнеса.* И в зависимости от требований бизнеса принимается решение о внедрении того или иного нового способа коммуникации.

*Согласно исследованиям, эффективность инвестиций (ROI, Return on Investment) в компаниях с налаженной системой коммуникаций составляет более 90% (в компаниях с неразвитой структурой коммуникаций порядка 60%).

Продвинутые виды коммуникаций

Корпоративный портал позволяет организовать единое внутреннее информационное пространство с возможностью публичного обсуждения, дискуссий, размещения обращений руководства и корпоративных новостей.

Другая возможность портала – организация корпоративной базы знаний с информацией о структуре компании, предприятиях, подразделениях, личностях, руководстве, документах, программном обеспечении, корпоративных мероприятиях и многом другом в простой и доступной форме.

Третья особенность корпоративного портала – это возможность интеграции с внутренними информационными системами компании, что позволяет в едином месте получать информацию из бухгалтерских систем, систем отчетности, мониторинга, обучения сотрудников и прочих.

Системы видеоконференцсвязи (ВКС) подразделяются на два типа:

Первый – системы ВКС корпоративного уровня, позволяющие проводить совещания с участием большого количества участников, с высоким качеством передачи изображения и звука, возможностью демонстрации любых документов и данных из информационных систем.
Второй – системы ВКС персонального уровня, предназначенные для инсталляции на персональные ПК или переносные устройства. Основным преимуществом данных систем является низкая стоимость и простота установки.

Сервисы мгновенного обмена текстовыми сообщениями в западных компаниях пользуются большой популярностью в качестве альтернативного электронной почте и телефонии способа коммуникации. Преимущество подобных сервисов перед телефонией – фактическая бесплатность. Перед электронной почтой – высокая интерактивность (скорость и удобство обмена сообщениями).

В российских компаниях данные сервисы очень часто находятся под запретом, когда руководство собственные промахи в менеджменте оправдывает тем, что сотрудники «занимаются ерундой в рабочее время».

Пример проекта по развитию коммуникаций

Объект внедрения
• Территориально распределенная производственная компания
• Головной офис в Москве
• 120 региональных предприятий в 18 регионах РФ
• 15000 сотрудников
• Используется базовый набор коммуникаций

Задачи проекта
I этап
• Внедрить корпоративный портал
• Связать ключевые региональные предприятия и центр системой ВКС
II этап
• Запустить сервис мгновенного обмена текстовыми сообщениями
• Обеспечить рабочие места ключевых сотрудников персональными системами ВКС

Результаты

В течение полутора лет был реализован первый этап проекта и начат второй этап. Корпоративная ВКС связала между собой крупные региональные предприятия и центр в Москве, позволив проводить совещания без затрат на командировки и организацию. Корпоративный портал образовал единое информационное пространство, объединил и свел вместе сотрудников из разных предприятий со всех регионов, в которых есть предприятия компании. Сервис мгновенного обмена текстовыми сообщениями разгрузил телефонные линии и уменьшил поток почтовых сообщений. Последним этапом был запущен пилотный проект по оснащению рабочих мест персональными системами ВКС, который позволит проводить видеоконференции с каждым сотрудником, не вставая с рабочего места.

Что следует учитывать до старта внедрения проекта

Корпоративный портал требует постоянного внимания и обслуживания. Должен быть ответственный сотрудник или подразделение, следящее за развитием и актуальностью данных, а также выступающий модератором на форумах, блогах и других информационных ресурсах, к которым имеют доступ сотрудники компании.

ВКС корпоративного уровня потребует значительных вложений на начальном этапе в оборудование и организацию качественных каналов связи. ВКС персонального уровня не будет отличаться высоким качеством аудио и видеосигналов, о чем следует заранее знать руководству.

Общедоступные сервисы мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Skype, GoogleTalk) несут в себе потенциальное неудобство – они неуправляемы. Вся информация хранится на удаленных серверах и не поддается администрированию. Это неудобство решается установкой собственного сервера для системы обмена текстовыми сообщениями (например, на базе MS Communication Server).

Рекомендации

При развитии коммуникаций в компании, ответственному за проект лицу особое внимание следует уделять не столько техническим аспектам внедряемых систем (типы программ, марки серверов, виды баз данных), сколько ответам на вопросы: как это будет использоваться, кто за данный участок будет ответственным, насколько это будет удобно сотрудникам, кто будет обновлять и поддерживать разделы с информацией? То есть, в первую очередь, важна работа с людьми. Жизненно необходимы выстроенные системы мотиваций сотрудников. Как именно это будет реализовываться в вашей компании (привлекать ли интегратора, создавать ли собственную команду внедрения, насколько дорогое оборудование покупать, какого масштаба пилотный проект внедрять и прочее) – решать только вам. Каждая компания уникальна, и дать универсальные рецепты невозможно. Но еще раз обращаем ваше внимание на то, что на 90% успех внедрения подобных проектов зависит от людей, и лишь на 10% или менее – от техники и выбранных информационных систем.

Copyright © 2009 Бичук М.Н.

Статья на английском языке>>

К оглавлению >>

Выпуск: 
Выпуск №3
Рубрика: 
IT-коммуникации
Автор: 
Бичук М.Н.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 9.5 (11 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009