Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Электронное обучение в начальной школе

Рогачков А.А.
Выпускник группы ITM-18
Школа IT-менеджмента
РАНСХ и ГС при Президенте РФ
Специалист по внедрению продукции
Intel Corporation
Москва

Многие из читателей наверняка видели популярную серию роликов “Did You Know” на YouTube, в которых представлены любопытные, по большей части статистические факты, с фокусом на глобальные вопросы сферы образования. Автором этих роликов является Карл Фиш, учитель школы Арапахо, что расположена неподалеку от города Денвер штата Колорадо. В одном из роликов автор приводит цитату руководителя департамента образования при администрации Б. Клинтона Ричарда Рили, который в 2004 году публично сделал предположение о том, что наиболее востребованные специальности 2010 года не существовали в 2004. На базе этого предположения, Карл Фиш в своем ролике делает собственный вывод, заявляя, что преподаватели готовят учащихся к работе, которая еще не существует и будет использовать технологии, которые еще не изобретены, для того, чтобы решать задачи, о которых мы еще не знаем.

Сегодня, весной 2011 года, при определенной доле усердия можно проверить справедливость прогноза Ричарда Рили, но не это является целью статьи. Взамен этого, давайте задумаемся, какие навыки позволяют современному человеку быть успешным сегодня, и позволило ли обучение в школе эти навыки освоить или хотя бы заложить их основы? Простой пример: сегодня многим сотрудникам ежедневно необходимо использовать электронную почту для взаимодействия с коллегами, и умение пользоваться почтовым клиентом зачастую является обязательным требованием при приеме на работу. Можно считать, что это обязательный навык сотрудника современной компании. Теперь задайте себе вопрос, когда и где Вы освоили почтовый клиент? Умеете ли Вы набирать текст слепым десятипальцевым методом? Умеете ли Вы структурировать сообщение так, чтобы оно позволяло достичь цели и побуждало получателя к действию? И, наконец, дало ли обучение в школе освоить эти навыки, так необходимые многим людям сегодня? Уверенно могу сказать, что в одной из московских средних общеобразовательных школ, в которой я проходил обучение с первого по девятый класс, выражаясь языком школьников, «этого не проходили».

Сложно спорить, что юных граждан, которые сегодня ходят в школу, следует обучать тем навыкам и умениям, которые будут им полезны как в процессе дальнейшего обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Учитывая степень проникновения информационных технологий в различные сферы жизни, такое обучение невозможно представить без компьютера. Поэтому обучение умению использовать информационные технологии, искать, обрабатывать, делиться информацией, решать творческие задачи, мыслить критически, работать совместно целесообразно преподавать в самом начале образовательного процесса, тем более что способность к обучению и когнитивные навыки интенсивно развиваются именно с ранних лет жизни ребенка.

Использование информационных технологий в школах

Степени использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школах можно условно разделить на четыре уровня.

На начальном уровне использование ИКТ носит случайный, бессистемный характер, что зачастую характеризуется использованием устаревшего оборудования, минимальной доступностью для школьников, отсутствием цифровых материалов образовательного назначения, обучение, если присутствует, часто носит факультативный характер, и не подразумевает массового обучения учащихся школы.

Кабинеты информатики являются первым этапом использования ИКТ в сфере образования, представляя из себя недорогой способ обучения практическим навыкам работы с ПК. Школьники в данном случае используют компьютеры, которые постоянно находятся в выделенной классной комнате в течение урока. Технологические, социальные, предметные знания в данном случае предоставляются в базовом объеме при минимальном уровне взаимодействия с другими учениками. Типовое соотношение школьников и компьютеров в данном случае составляет 25:1.
Использование ИКТ на уровне класса является следующим этапом. Типовым решением в данном случае являются «мобильные классы» - ноутбуки, запираемые в специально разработанные ящики на колесиках, которые используется для хранения и перемещения компьютеров по мере необходимости или в соответствие с расписанием в школе. Некоторые решения предоставляют возможность зарядки ноутбуков во время хранения, а также включают точку беспроводного доступа, что позволяет оперативно развернуть сеть для использования учащимися и учителем с целью обмена файлами и информацией. При таком подходе типовое соотношение школьников и компьютеров составляет 5:1 в масштабе школы. В данном случае, у школьников есть возможность использования выделенного компьютера в течение урока для разных предметов.

Четвертым этапом является модель обучения, когда каждый учитель и каждый ученик используют выделенный компьютер, что является идеальным вариантом интеграции технологий в учебный процесс и дает максимальные преимущества. В этом случае становится возможным создание специальной среды обучения не только между учеником и предоставленным мобильным компьютером, но и широким набором ресурсов, используемых для обучения. Данные ресурсы, помимо книг, включают различные электронные материалы: электронные учебники, онлайновые лаборатории, средства совместной работы и коммуникации, и прочее. В подобной среде ученики могут не только учиться у преподавателя, но и вносить свой вклад в создание базы знаний, получая доступ не только к материалам учебного курса, но и пользуясь самостоятельным поиском информации, подготавливая материалы и выполняя задания общими усилиями.

Каждому ученику по компьютеру

В рамках программы устранения цифрового неравенства Intel World Ahead, компанией Intel разработана модель «1 ученик : 1 компьютер», которая ставит своей целью повышение качества образования за счет внедрения в процесс школьного обучения современных технологий, использования Интернет, а также применения эффективных методов обучения и использования цифровых образовательных материалов. Давайте рассмотрим эту модель детальнее.

Как можно предположить из названия, модель «1 ученик : 1 компьютер» подразумевает предоставление каждому участнику системы электронного обучения выделенного компьютера. Главная идея такого подхода состоит в том, чтобы создать полноценную среду, которая будет способствовать формированию у школьников новых качеств и умений везде: будь то школа, квартира, библиотека…. Интересно, что в семьях, куда дети приносят компьютеры, родители также начинают принимать участие в учебном процессе. Вовлечение в среду электронного обучения происходит как в случае, когда используемые школьниками компьютеры подключены к Интернет, так и в том случае, когда они работают вне сети. Последовательно рассмотрим возможные варианты.

Предоставив школьникам выделенный компьютер (как правило, специально разработанный мобильный компьютер) с набором программного обучения для обучения, обеспечивается возможность выполнять задания, заниматься творчеством и осваивать базовые информационные технологии. Совместную работу и обмен информацией друг с другом в этом случае можно реализовать с помощью портативных носителей информации. Схематичное изображение данного варианта показано на рисунке ниже.

Если дополнить предыдущий вариант подключением мобильного компьютера ученика к Интернет, появляются дополнительные возможности доступа к информации и совместного взаимодействия. К примеру, упоминаемый в начале статьи Карл Фиш внедрил непривычный подход к обучению: лекции для своих учеников он записывает на видео и выкладывает для просмотра из учениками дома, а во время классной работы выполняет со школьниками практическое задание – иными словами то, что мы привыкли считать домашней работой, школьники выполняют в классе. Можно дискутировать на тему эффективности данного подхода к обучению, но нельзя отрицать, что подобный инновационный вариант обучения становится возможным только при наличии у школьников компьютеров с возможностью доступа к Интернет. Помимо самостоятельного обучения, школьникам также становятся доступны возможность поиска информации для исследовательской деятельности, взаимодействие с другими участниками с помощью электронной почты и других средств обмена сообщениями, совместная работа над проектами в сотрудничестве с одноклассниками, учителями и другими участниками. Схема такого подхода представлена ниже.

Объединив мобильные компьютеры участников учебного процесса школьного класса в сеть, ученики получают возможность работать на уроках вместе, а учителя — направлять учебный процесс. Используя специализированное программное обеспечение, преподаватель получает возможность использовать наглядные мультимедийные образовательные материалы в течение урока, взаимодействовать с учащимися, отслеживать прогресс выполнения заданий, управлять доступом к приложениям в необходимый момент времени, проводить тестирование, оперативно получая результаты оценки знаний. В данном случае учитель становится органичной частью среды электронного обучения, уходя от традиционных лекционных методов в сторону более динамичной, ориентированной на сотрудничество роли. Этот вариант изображен на нижеследующем рисунке.

Интеграция информационных технологий в школьную среду и применение цифровых образовательных ресурсов делает компьютеры учебным средством, а не предметом изучения. Этот подход представляет собой полностью интегрированную модель электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер», в которой школьная сеть и управление информационными технологиями создают условия для взаимодействия участников везде и в любое время. В данном случае обучение во всей школе осуществляется с использованием компьютера: у каждого школьника и каждого учителя есть мобильный компьютер, предметы изучаются в цифровой форме, взаимодействие между администраторами, учителями, учащимися и другими участниками учебного процесса происходит в среде электронного обучения. Использование систем управления обучением (LMS) и систем управления контентом (CMS) позволяет управлять учебным процессом, выполнять административные функции, управлять наполнением учебных курсов, например, вести учет учащихся, проводить тестирования, отслеживать успеваемость, формировать отчеты, составлять расписаний, создавать учебные курсов, обеспечивать взаимодействие учащихся и преподавателей, и т.д.

Использование ИКТ учителями может сильно повлиять на процесс обучения школьников. При подходе, сконцентрированном на ребенке, ученики работают в команде, делятся информацией, обучаются взаимодействию друг с другом, совместно выполняют задания, что отражает ситуацию взаимодействия сотрудников на работе в реальной жизни, что позволяет развить навыки, которые понадобятся в будущем: самостоятельной идентификации задач и поиска подходов к их решению, критического мышления, командной работы.

Составляющие среды электронного обучения

Из приведенного описания становится ясно, что модель электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер» не является исключительно компьютером, предоставляемым каждому ученику. Если участникам среды электронного обучения, помимо мобильного компьютера, не предоставляется возможность его эффективного использования, то компьютер становится не более чем интересной игрушкой, или даже отвлекающим фактором. По этой причине, реализация полноценной системы электронного обучения подразумевает комплексный подход, и включает четыре неотъемлемые составляющие:

  • Технологические решения. Надежные, доступные, современные технологические устройства, предназначенные для решения образовательных задач;
  • Подключение. Высокоскоростное, доступное, Интернет-соединение для сельских и удаленных районов; локальные сети для школ;
  • Цифровые образовательные ресурсы. Локализованные социальные мультимедийные приложения, цифровые образовательные материалы и учебные программы;
  • Усовершенствованные образовательные методики и профессиональное развитие учителей. Интерактивные методы образования, позволяющие учителям интегрировать компьютерные технологии в учебный процесс, а ученикам — получать доступ к знаниям в любое время и в любом месте. Курсы повышения квалификации, которые позволяют учителям приобрести необходимые знания и умения для интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.

Важность изменения существующего подхода к обучению и перехода к новой современной среде электронного обучения часто является мотивом выступления политиков самого высокого ранга. Правительства разных стран, в том числе и Российской Федерации, используют программы электронного обучения для создания образовательной среды, которая отвечает местным требованиям. Необходимость адаптации элементов решения локальным требованиям создают возможности для местных компаний различных направлений деятельности. Являясь сотрудником компании, которая работает на локальном рынке и, может быть, производит оборудование, разрабатывает программное обеспечение, обеспечивает доступ в Интернет, реализовывает проекты, оцените, есть ли у Вас продукт, который может быть использован при построении среды электронного обучения? Если так, то вовлечение в реализацию подобного рода проектов является как возможностью для бизнеса, так и вкладом в улучшение качества жизни как отдельных граждан, так и общества в целом.

Использованная литература:

  1. Материалы http://shifthappens.wikispaces.com/
  2. Публикация «Think Tank: Flip-thinking - the new buzz word sweeping the US» http://www.telegraph.co.uk/finance/businessclub/7996379/Daniel-Pinks-Thi...
  3. The Positive Impact of eLearning, White Paper, Intel World Ahead Program, 2009
  4. Создание среды электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер» для 21 века, Информационное руководство Intel World Ahead Education, 2008
  5. Intel eLearning Deployment Guide, 2009
Рубрика: 
Электронное государство
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (6 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009