Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Построение адаптивной сервисно-ориентированной инфраструктуры как метод эффективной поддержки бизнеса средствами информационных технологий



Мигунов М. М.
выпускник группы MBA CIO
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ


Представляемая работа посвящена рассмотрению возможных методов повышения эффективности поддержки бизнеса средствами современных информационных технологий (ИТ), в том числе методов построения ИТ–инфраструктуры, обеспечивающей такую поддержку.

Показано, что по мере развития информационных технологий на фоне повышения зрелости использующих их бизнес-процессов, на первый план оценки ИТ-инфраструктуры выступает ее эффективность с точки зрения бизнеса. Эффективность в широком смысле – как наилучший результат по каждому направлению при разумных затратах.

Актуальность темы связана со значительными изменениями роли и веса ИТ, их возрастающего влияния на развитие и поддержание бизнеса в целом, которые стали особенно заметны в последние годы. Именно в последние годы получили развитие новые направления в информационных технологиях, такие как сервисно-ориентированная архитектура (SOA), консолидация и виртуализация ресурсов, облачные вычисления и др.

В истории взаимодействия информационных технологий и бизнеса отмечены несколько характерных этапов. От «кусочной» автоматизации офиса, примитивных учетных операций и ведения разрозненных баз данных ИТ-системы эволюционировали в сторону глубокой интеграции в управленческую и производственную деятельность.

ИТ оказались в состоянии изменить не только отдельные бизнес-процессы и функции, но и сам характер бизнеса. Разработаны мощные профессиональные системы класса CRM, ERP, ECM и др., работают процедуры оперативного управленческого учета, внедряются сложные аналитические и прогнозные модели, использующие технологии BI, Data mining и т.п.

Выход бизнесов в онлайн, появление совершенно новых сервисов, базирующихся исключительно на новых ИТ, взаимодействие сотрудников с использованием мобильных устройств приводят к изменению оргструктур бизнеса , изменению характера основных бизнес-процессов и функций.
По мере развития ИТ систем, они становятся все более мощными, все более стандартизованными и всё более доступными. Безотносительно к их стоимости, сами системы и соответствующие “best practice” быстро становятся известными и доступными всем игрокам. «Конкурентный разрыв» в этой области сокращается, и догонять лидеров становится гораздо проще.

Эта тенденция, особенно ярко проявившаяся в первой декаде третьего тысячелетия, вызвала оживленную дискуссию среди специалистов. Действительно, ИТ постепенно превращаются просто в одну из технологий, становятся обыденным элементом бизнеса, доступным, как отмечалось, большинству игроков.

В представленной аттестационной работе предпринята попытка ответить на вопрос, какими свойствами, какими параметрами должна обладать поддерживающая бизнес ИТ-инфраструктура.

В работе показано, что основным критерием при внедрении и эксплуатации ИТ является эффективность, а наиболее продуктивным подходом к построению информационной инфраструктуры бизнеса –парадигма сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). Ключевым в SOA-подходе является мэппинг функций бизнес-процессов на ИТ-сервисы, использование библиотек типовых ИТ-сервисов, повторное и многократное использование сервисов, чем и обеспечивается необходимая гибкость при внедрении информационных систем.

Рассмотрены основные инфраструктурные технологии, способствующие реализации SOA-подхода, такие как консолидация ресурсов, включая централизацию и интеграцию информационных ресурсов и приложений, виртуализация в различных аспектах, многоуровневые системы хранения, технологии тонких клиентов и виртуализация ПК.

Новизна исследования состоит в абстрагировании от конкретной специфики и деталей организации информационной среды предприятия при рассмотрении общей идеологии построения ИТ-инфраструктуры. Показана функционально-сервисная модель, на основе анализа которой осуществляется декомпозиция ИТ-сервисов до уровня операционных. В рамках предлагаемой методики формируется набор универсальных инфраструктурных сервисов, таких как универсальный вычислительный ресурс определенной производительности, универсальный ресурс хранения определенного уровня, сервис пересылки данных и др.

Таким образом, предложенная методика может служить основой расширения SOA-подхода за счет создания сервисно-ориентированной инфраструктуры (SOI) – динамической инфраструктурной платформы, базирующейся на наборе современных технологий.

Целевая ИТ-инфраструктура будет обладать следующими свойствами:
- высокой адаптивностью,
- масштабируемостью в любом направлении,
- универсальностью,
- высоким уровнем RAS-параметров,
- простотой обслуживания и управления,
- повышенным уровнем безопасности,
- снижением требований к подготовке персонала
Приведенный набор параметров инфраструктуры для бизнеса практически любого масштаба позволяет обеспечить:
- минимальное время реакции ИТ-среды при управлении любыми изменениями;
- сокращение издержек и простоту развертывания новых сервисов и приложений;
- снижение TCO;
- «позеленение» инфраструктуры;
- защиту инвестиций

Представленная работа выполнена на основе обобщения практического опыта автора и апробирована в ряде проектов по созданию и/или модернизации ИТ-инфраструктуры предприятий и организаций. Исполняя роли Главного конструктора, Системного архитектора, Руководителя проекта, автор участвовал в работах по созданию центров обработки данных разного масштаба, в том числе резервных и распределенных ЦОД, создания многоуровневых подсистем хранения данных, узлов высокопроизводительных вычислений и др.

Практическая значимость представленной работы состоит в том, что создание адаптивных динамических ИТ-инфраструктур на базе предлагаемой методологии позволяет существенно повысить их эффективность. При этом исключается большая часть архитектурных рисков, что повышает шансы на успешный ввод в эксплуатацию и продолжительный жизненный цикл внедряемых систем.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009